На правах рекламы

Не риторический вопрос: и всё-таки, сколько мы можем жить?

Одной из причин долголетия исследователи называют «иммунитет к стрессу», под которым, как не трудно догадаться, понимается позитивный взгляд на жизнь и забота о психическом здоровье./ http://ru.depositphotos.com/

В ближайшем будущем учёные ожидают качественного скачка в понимании процессов старения и их «настройки»: самые смелые прогнозы предсказывают, что сегодняшним молодым представится возможность жить вплоть до 200 лет. Однако и нынешние взрослые имеют возможность жить дольше, и, не исключено, увидеть и оценить медицинские технологии будущего. Впрочем, обо всём по порядку.

ВОЗ и ныне там

Если обращаться к голой статистике, то увидим, что она оперирует понятиями «средняя продолжительность жизни» и «основные причины смертности», тогда как заниматься расчётами максимально возможного возраста человека, видимо, в её задачи не входит. Но и первые два показателя дают пищу для размышлений – благодаря им мы можем понимать, на что рассчитывать уже сейчас и что предпринять, чтобы «задержаться» и не попасть в статистику, а пережить её и улучшить.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), средняя продолжительность жизни в мире составляет 71 год (68,2 года у мужчин, 73,2 года у женщин) (1). Конечно, данные по странам и континентам сильно разнятся – традиционно жители азиатских и европейских стран живут значительно дольше жителей Африки – однако в развитых и развивающихся странах, к которым относится и Россия, цифры стоят в пределах от 70-ти до 80-ти лет (1).

Но что удивительно: в исследованиях ВОЗ о причинах смертности в мире в принципе отсутствует графа «старение». Говоря обобщённо, выделяется всего три причины ухода людей из жизни: неинфекционные заболевания (68% смертей), инфекционные заболевания (23%) и травмы (9%) (2). Причём количество смертей от неинфекционных заболеваний стабильно растёт. Не менее поразительно и то, что основную причину смертей – неинфекционные заболевания – в большинстве случаев можно прогнозировать и, с высокой долей вероятности, либо избежать, либо сильно отсрочить. В отличие от инфекций и травм, которые предсказываются с трудом или не предсказываются вовсе.

Снова обращаясь к статистике ВОЗ, обнаружим, что среди главных причин смертей во всём мире пять из десяти заболеваний будут неинфекционными – это ишемическая болезнь сердца, инсульт, рак органов дыхания, диабет и гипертония. А в странах со средним и высоким уровнем дохода таких заболеваний будет уже семь из десяти; где к первым пяти добавятся рак органов пищеварения и рак молочной железы. Учёные ВОЗ утверждают, что причина большей части неинфекционных заболеваний это не возрастные особенности или наследственная предрасположенность. Всё обстоит проще – болезни, влекущие смерть, чаще всего вызваны ожирением, неправильным питанием, малой подвижностью, курением, алкоголем и повышенной восприимчивостью к стрессам (2).

И не будем лукавить, всем известно с детства, что если не употреблять алкоголь, не курить, следить за питанием, заниматься спортом и не переживать из-за пустяков – проживёшь дольше. Но почему-то это забывается практически сразу же, как человек начинает считать себя взрослыми, предаваясь сиюминутным удовольствиям, необязательным волнениям и совершенно ненужным разрушительным вредным привычкам. Но зачастую даже те, кому в силу указанных выше причин, прогнозируют эти самые неинфекционные, но не менее опасные заболевания, не перестают губить себя и не предпринимают ничего, чтобы обратить или остановить развитие болезней.

Таким людям, безусловно, помочь будет трудно даже в далёком будущем. У остальных же есть шанс дожить до глубокой старости здоровыми и энергичными.

Что сидим, кого ждём?

Учёные Университета демографических исследований имени Макса Планка, изучающие особенности людей, проживших дольше 110 лет, выявили некоторые закономерности среди долгожителей (3). Прежде всего, никто из них не страдал от избыточного веса – все были относительно подвижны в течение жизни, хотя и не обязательно увлекались каким-то видом спорта. Так как для долгой жизни не существует расовых или классовых предрасположенностей, то сложно назвать особенности питания этих людей, однако опросные листы показывают, что долгожители не были пристрастны к вредной жирной пище. Второй причиной долголетия исследователи называют «иммунитет к стрессу», под которым, как не трудно догадаться, понимается позитивный взгляд на жизнь и забота о психическом здоровье. Третьим фактором, влияющим на продолжительность жизни, оказалась, всё-таки, генетическая предрасположенность (4). И если первых двух пунктов при приложении определённых усилий может достичь практически каждый человек, то с последним – генетикой – прямо сейчас разбираются современная наука и медицина.

Итальянский учёный, философ и писатель Умберто Эко в начале 2000-х давал смелый прогноз, что человечество в скором времени преодолеет жизненный рубеж одного индивида в 100 лет, а затем удвоит эту цифру. (5) Однако он же предсказывал и смерть миллиардов людей от новых болезней, а также социальные проблемы, которые могут быть вызваны, если оба предсказания Эко сбудутся. Но многие учёные, соглашаясь, в целом, с прогнозом философа о долголетии, смотрят в будущее более позитивно.

Скажем, исследование воздействия стволовых клеток уже сейчас позволяет бороться с некоторыми ранее неизлечимыми болезнями и претендует на главное средство омоложения ближайшего будущего. А распространение этой технологии и её постепенное удешевление может говорить о том, что человечество психологически готово к увеличению срока жизни, снимая тем самым ряд негласных вопросов этического характера.

Во многих научных центрах проводятся исследования, которые однажды, так же как и использование стволовых клеток сейчас, приведут к прорыву в медицине и в вопросах долголетия. Учёные занимаются проблемой полного компьютерного моделирования живых организмов и, в частности, человека. Когда эти работы будут закончены, разработка и испытания новых лекарств займёт существенно меньше времени. Оптимисты прогнозируют, что в будущем мы будем иметь медикаменты, которые вообще не имеют побочных эффектов и не наносят никакого вреда организму.

С недавнего времени всё громче заявляет о себе движение трансгуманизма: врачи, биологи, фармацевты, инженеры, миллиардеры и политики предлагают создать симбиоз передовых направлений науки, чтобы уже в этом веке создать «постчеловека» – человека, лишённого страданий, болезней, старения и, в теории, даже смерти. И хотя их предложения кажутся ещё не столько передовыми, сколько радикальными, многие из технологий, придуманные или предсказанные трансгуманистами, внедряются уже сейчас. Нейропротезы, помогающие людям вернуть зрение, слух и другие органы чувств, вышли из разряда прототипов и производятся уже на коммерческой основе. Выращивание и трансплантация органов тоже перестали быть чем-то шокирующим. Ноотропы – препараты, восстанавливающие нервные клетки или стимулирующие работу мозга, – сейчас можно купить в любой аптеке.

На стыке трансгуманизма и биологии развивается движение иммортализма, приверженцы которого работают над задачей максимально отдалить физическую смерть и в долгосрочной перспективе найти источник бессмертия, опираясь на достижения естественных наук и технологий. На сегодняшний день биологами выявлены семь многоклеточных организмов, которые практически не подвержены старению. Разрабатываются альтернативные способы борьбы с раком, когда смертоносные клетки будут не убивать, а заставлять сосуществовать вместе с человеком. Изучаются организмы животных – гигантских черепах и некоторых видов морских ежей, – которые живут до 200 лет без потери репродуктивной функции.

И в целом, учёные считают, что старение человека уже сейчас нельзя называть неразрешимой человеческой проблемой.

Раньше начать, позднее закончить

И всё-таки большинство из описанных задач, стоящих сейчас перед наукой на пути продления жизни человека, хоть и ожидается, что будут решены в текущем столетии, но, вероятнее всего, это случится во второй его половине. Таким образом, кардинально улучшить свою жизнь при помощи технологий и медицины, отдалив смерть и продлив молодость, смогут те, кто родился или родится в XXI веке. Но что делать нынешним взрослым? И тут лучше снова вернуться к исследованиям ВОЗ и Института Макса Планка, которые в унисон твердят о здоровом образе жизни как лучшей панацее от болезней и старости (6).

Начинать заниматься спортом не поздно никогда – это известно так же, как и то, что курить и употреблять алкоголь губительно для здоровья. Если спорт по каким-то причинам или в силу ограничений недоступен, то подойдёт всё, что называется активным образом жизни: развлечения, творчество, приобщение к культуре и искусству, живое общение – всё это даёт возможность быть и оставаться подвижным и получать положительные эмоции.

Избавление от стресса также перестало быть проблемой. Многие препараты доступны в аптеках и способны помочь человеку с любым уровнем дохода. Кто-то предпочтёт валерьянку или пустырник, кому-то больше по нраву средства близкие к прославленным трансгуманистами ноотропам. Например, такая российская разработка как Афобазол признана ВОЗ как препарат против тревоги и стресса и включен в международный классификатор (7,8,9). При этом он отпускается без рецепта, действительно восстанавливает нервные клетки (вопреки бытовым предрассудкам) и признан экспертным и медицинским сообществом. Вообще, приём безрецептурных препаратов против стрессов давно вошёл в нашу жизнь, и можно лишь сетовать на то, что сведений об их пользе слишком мало в информационном поле, тогда как слухов об их вреде наоборот – великое множество.

Несомненно, ещё одним признаком качественной жизни, ведущей к долголетию, остаётся правильное питание. Здесь сложно давать какие-то конкретные советы, учитывая, что восприимчивость людей к вредной пище очень индивидуальна, но недаром мы много говорим о продуктах, содержащих много белка, кальция, витаминов и минералов. И так осуждаем жирную пищу и распространение фастфуда.

Остаётся только перестать говорить и начать действовать, не так ли?

Источники:

8 – WHO Drug Information Vol. 28, No. 4, 2014, page 484 http://www.who.int/medicines/publications/druginformation/WHO_DI_28-4_FullText.pdf

На правах рекламы.

Архив