Мелита Вуйнович: «Волна "омикрона" в России продлится дольше, чем в Европе»

Представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович рассказала, будут ли признаны отечественные вакцины
Представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович/ Николай Галкин / ТАСС

Пятая волна ковида пришла в Россию вслед за другими странами. Только за один день 8 февраля в стране выявлено 183 103 случая заболевания коронавирусом – и чем крупнее регионы, тем заболеваемость выше, следует из официальных данных. Ковид вряд ли исчезнет навсегда, но штамм омикрон может стать началом конца пандемического масштаба заболевания, рассказала «Ведомостям» представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович. В России борьба с омикроном осложняется еще и обширной территорией – пятая волна здесь длится дольше, чем в европейских странах, и сейчас уходит из крупных городов в малые.

ВОЗ считает, что российская система здравоохранения гибко реагирует на вызовы пандемии, и организация готова подключиться к оценке эффективности принимаемых мер по борьбе с коронавирусом, если власти обратятся с таким запросом, говорит Вуйнович. ВОЗ активизировала диалог с российскими властями и по поводу вакцин от коронавируса: у «Спутника V» есть все шансы дождаться инспекции ВОЗ и открыть новые рынки для поставок препарата, а с производителем «Ковивака» диалог только начинается.

Вакцинное сотрудничество

– Центр имени Чумакова ожидает, что ВОЗ может одобрить вакцину от коронавируса «Ковивак» в середине 2022 г. На каком этапе находится процесс согласования? Все ли документы предоставлены организации производителем?

– На сайте Всемирной организации здравоохранения опубликован перечень производителей вакцин от коронавируса, сделавших заявку по всем требованиям ВОЗ. Такая заявка от Центра имени Чумакова в ВОЗ пока не поступила. Так что мы не можем делать каких-либо прогнозов [на этот счет]. Но отсутствие заявки не означает, что вакцина хорошая или плохая. Просто вакцины-кандидаты, отвечающие требованиям организации для применения в чрезвычайных ситуациях, могут быть использованы странами, в которых нет собственных сильных лабораторных и мониторирующих органов.

– Министр здравоохранения Михаил Мурашко говорил, что комиссия ВОЗ может посетить Россию для изучения вакцины «Спутник V» в феврале 2022 г. Есть ли уже точная дата визита?

– Регистрация фармацевтического продукта – не важно, национальная она или международная – требует определенных документов и юридических процедур. После этого идет обсуждение между регулятором и производителем. Во время этого процесса ВОЗ как регуляторный орган не может предоставлять подробную информацию и давать какие-либо оценки. Документы, полученные ВОЗ 30 декабря 2021 г., позволяют планировать инспекцию. Сейчас идет очень хорошее обсуждение этого процесса между штаб-квартирой ВОЗ и заявителем – Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

– Как проходит инспекция и что до сих пор не устраивало ВОЗ в российских вакцинах?

– Все просто: ВОЗ оценивает эффективность и качество производства вакцины, а именно: соответствие стандартам безопасности, эффективности и качества. Обсуждение между ВОЗ и РФПИ ведется в конфиденциальном режиме. Об окончательных результатах можно будет узнать после финального решения.

Мелита Вуйнович

представитель Всемирной организации здравоохранения в России
Родилась в 1960 г. в Сербии (входила в Социалистическую Федеративную Республику Югославию)
1984
окончила медицинский факультет Белградского университета
1985
начала карьеру врача, специализировалась в области управления системами здравоохранения
1992
занимала различные должности в ООН
2011
по 2017 г. возглавляла офис ВОЗ в Казахстане
2017
в марте назначена представителем ВОЗ в России

Адаптация России

– Как вы оцениваете эффективность борьбы с пандемией коронавируса в России? И что бы вы порекомендовали для борьбы с ковидом?

– Представители ВОЗ не могут субъективно оценивать действия стран: любая оценка требует масштабного анализа. Если со стороны России будет интерес, то ВОЗ, конечно, может подключиться к оценке эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией коронавируса в какой-то определенный период времени.

Что касается рекомендаций, то ВОЗ постоянно выпускает и обновляет их, но это не пошаговая инструкция к действию. Каждая страна принимает решения по тактике борьбы с коронавирусом в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации и социально-экономических факторов. У нас налажено постоянное взаимодействие с Министерством здравоохранения и с Роспотребнадзором.

Россия – огромная страна, а эпидемия коронавируса здесь находится в разных фазах в зависимости от региона. В целом Россия очень быстро среагировала на вызовы пандемии. Я говорю не только о системе здравоохранения, но и о социально-экономической поддержке, оказанной населению и медицинским работникам. Была адаптирована система амбулаторного лечения, запущены колл-центры для консультаций заболевших, т. е. проделана большая работа.

Зачем нужна ВОЗ

Вопрос о создании глобальной организации здравоохранения дипломаты обсудили впервые в 1945 г. на встрече по поводу создания ООН. 7 апреля 1948 г. вступил в силу устав ВОЗ. Тогда же организация взяла на себя ответственность за разработку Международной классификации болезней.
Главной задачей ВОЗ декларируется решение международных проблем здравоохранения. ВОЗ борется как с инфекционными болезнями – гриппом, коронавирусом и ВИЧ, так и с неинфекционными – онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Под руководством ВОЗ проводились глобальные кампании 1952–1957 гг., которые привели к почти полной ликвидации полиомиелита. В 1979 г. в результате возглавляемой организацией 12-летней иммунизационной кампании исчезла оспа. Кроме этого ВОЗ помогала государствам-членам бороться с вирусом гриппа H1N1, лихорадкой Эбола и другими заболеваниями.
С 2017 г. генеральным директором ВОЗ является Тедрос Аданом Гебрейесус, в прошлом – министр иностранных дел Эфиопии. Штаб-квартира организации расположена в Женеве. В ВОЗ числится 194 государства. Российский офис ВОЗ был открыт в декабре 1998 г. в Москве.

– Какие рекомендации дает ВОЗ в связи с появлением штамма омикрон?

– Рекомендации остаются прежними: тестирование людей, показывающее, как движется пандемия, а также мониторинг госпитализации как показатель нагрузки на системы здравоохранения. Ограничительные меры нужно вводить для того, чтобы сохранить возможность системы здравоохранения помимо коронавируса бороться с остальными болезнями – онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, острыми травмами и т. д.

Омикрон – крайне заразный штамм, гораздо более заразный, чем дельта. А дельта была хуже предыдущего штамма. Тем не менее меры профилактики схожи: в местах скопления людей нужно носить маски, плотно прилегающие к лицу, регулярно проветривать помещения, соблюдать социальную дистанцию и вакцинироваться. При омикроне доля тяжелого течения заболевания меньше по сравнению с дельтой, но она все равно есть. А вакцинация хорошо защищает от тяжелой формы болезни. Прививка доступными вакцинами защищает примерно на год, но со временем иммунитет, конечно, ослабляется.

Омикрон чуть-чуть «убежал» от эффективности вакцин: не полностью, но некоторое снижение эффективности есть. Еще важно понимать, что коронавирусная инфекция дает постковидный синдром. В частности, он может появиться у тех, кто переболел легко. Но из-за этого специально заражаться вирусом, чтобы иметь иммунитет, не стоит. Это опасный эксперимент. Особенно надо беречь детей с онкологией, диабетом и другими хроническими заболеваниями. У детей тоже может быть серьезный постковидный синдром, об этом говорят российские и национальные эксперты.

Вакцинация детей и постковидный синдром

– В Москве 31 января началась вакцинация подростков препаратом «Спутник М». Как вы считаете, в связи с омикроном детей тоже надо прививать?

– Многие страны мира прививают и детей, чтобы их защитить от тяжелого течения инфекции. Важно понимать, что, например, вакцина от кори способна защитить ребенка от заражения. К сожалению, все существующие вакцины от коронавируса как для детей, так и для взрослых только снижают возможность заражения, но не могут его полностью предотвратить. Решение о необходимости вакцинации детей принимают национальные органы. Мы сейчас видим тяжело болеющих детей, так что эту тему важно обсуждать.

– Отличается ли детский постковидный синдром от того, как он протекает у взрослых?

– Он может быть даже более тяжелым, чем у взрослых: проявляется высокой температурой, сыпью и другими поражениями кожи. Постковидный синдром имеет довольно много симптомов. Эта тема находится во внимании Всемирной организации здравоохранения: клинические эксперты со всего мира сейчас предоставляют данные о своих наблюдениях. Это новое заболевание, и мы пока о нем знаем очень мало. Даже единого мнения о том, что входит в постковидный синдром, пока нет. Сейчас этот диагноз насчитывает более 40 разных симптомов, которые проявляются от месяца до полугода и более после болезни.

– Один из симптомов постковидного синдрома – это различные психические проблемы: депрессия, панические атаки и т. д. На ваш взгляд, не станут ли они новым вызовом для систем здравоохранения – настолько серьезным, что встанут в один ряд с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией?

– Именно Всемирная организация здравоохранения уже более года говорит о том, что важно усиливать предоставление психологических услуг, помогающих людям с постковидным синдромом. Психическое здоровье – очень важный компонент для качества жизни и благосостояния любой нации. При этом нужно уделять внимание не только психическому здоровью трудоспособного населения, но и состоянию подростков и детей. Закрытие школ и садиков – это тоже стрессы. Буквально через месяц состоится большая консультация ВОЗ, на которой обсудят тему психического здоровья. И мы ожидаем участия в ней российских представителей.

Зачем нужно одобрение вакцин ВОЗ

Одобрение вакцин от коронавируса ВОЗ является необходимым условием для их поставки по программе COVAX, запущенной в апреле 2020 г. COVAX – всемирная инициатива, направленная на обеспечение равного доступа к вакцинам COVID-19 под руководством Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI), Коалиции за инновации в области готовности к эпидемиям и ВОЗ. Ее цель – обеспечение стран с низким и средним уровнем дохода вакцинами от COVID-19. Первоначальная задача программы состояла в обеспечении людей с высоким риском заражения и передовых медицинских работников 2 млрд доз к концу 2021 г., говорится на сайте GAVI. В середине января 2022 г. Associated Press со ссылкой на ВОЗ писало, что за время работы COVAX в бедные страны удалось поставить только 1 млрд доз вакцин от COVID-19 из-за создания резервов препаратов в богатых странах. Всего вакцины по программе COVAX поступили в 144 государства. Российских вакцин в программе нет.

Начало конца пандемии

– Согласны ли вы с мнением, что волна омикрона может быть началом конца пандемии? И со временем коронавирус превратится в сезонное и менее опасное заболевание.

– Региональный директор ВОЗ в Европейском регионе, к которому принадлежит и Россия, Ханс Клюге говорил, что мы можем рассматривать сценарий, где омикрон станет началом конца пандемического масштаба заболевания. Но пока надо наблюдать за развитием пандемии: появляются новые виды коронавируса. Важно понимать: вирус может меняться и мутировать. Так что да, мы оптимисты, но мы осторожные оптимисты. У нас еще слишком мало данных об омикроне: неизвестно, например, насколько продолжительной будет защита от нового заражения у переболевших.

– Сколько времени может понадобиться для накопления достаточного количества данных, чтобы ответить на этот вопрос?

– Ученые со всего мира постоянно обновляют данные. Мы знаем, как ведет себя коронавирус и штамм омикрон в частности, но говорить о заключительных выводах рано. Наука с каждым днем будет давать нам все больше ответов. А цифровизация позволит собирать и анализировать массивы данных гораздо быстрее, чем раньше. Но, к сожалению, спрогнозировать, сколько на это уйдет времени и как коронавирус будет меняться, невозможно.

– Уже можно сделать первые выводы о новом подвиде омикрона – ВА.2? Стоит ли его опасаться?

– Новые подвиды находятся в поле зрения ученых всего мира, а также группы внешних экспертов ВОЗ, которая следит за эволюцией вируса, анализируя большие данные. В целом про омикрон нам известно, что заболевание протекает легче, доля тяжелых случаев к общему числу заболевших ниже. При этом масштаб заражения огромный, что вызывает опасения перегрузки систем здравоохранения. ВОЗ будет публиковать все данные о подвиде ВА.2 и о других новых штаммах, если они будут вызывать опасения.

– Когда волна омикрона в России, на ваш взгляд, может пойти на спад?

– Этот вопрос следует задать национальным органам здравоохранения. В Западной Европе период с начала подъема заболеваемости омикроном до спада в среднем занимал 22 дня, но важно понимать, что население этих стран гораздо меньше, чем население России. Здесь будет иная картина. В маленькие города пятая волна придет позже, чем в Москву, Подмосковье и Санкт-Петербург, и длиться она будет дольше из-за большой территории страны.

– Считает ли ВОЗ, что другим странам нужно следовать примеру Великобритании и отменять антиковидные меры?

– Каждая страна взвешивает пользу и риск от принятия любых ограничительных мер. Национальные эпидемиологические органы при этом рассматривают загруженность системы здравоохранения, смертность, число тяжело заболевших и загруженность реанимаций. Как недавно заявлял генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус, не стоит полностью отказываться от мер индивидуальной защиты.

Гигиенические правила, такие как, например, мытье рук перед едой или использование масок в общественных местах, должны стать привычным поведением каждого человека, потому что мы не ожидаем полного исчезновения коронавируса, скорее всего, он останется сезонным заболеванием.

– Как вы считаете, какие страны лучше всего справляются с пандемией? И за счет чего?

– Весь мир предпринимает много усилий для борьбы с пандемией. ВОЗ не сопоставляла эффективность мер, реализованных в разных странах. Некоторые государства приглашали нас провести анализ, чтобы оценить, какие действия были эффективны, а какие необходимо улучшить.

– Можете ли вы назвать удачные примеры решения каких-то конкретных проблем, которые ВОЗ взяла на вооружение?

– Все рекомендации ВОЗ – от проветривания и использования масок до гибких систем, позволяющих детям безопасно посещать школы, – базируются на анализе таких примеров из самых разных стран. Сослаться на какую-то конкретную страну я не могу, так как это всегда опыт более чем одной страны. Ведь мы постоянно анализируем принимаемые меры и то, как они влияют на развитие пандемии.