«Яндекс» намерен собрать $1 млрд на Nasdaq

«Яндекс» нанял инвестбанки Deutsche Bank и Morgan Stanley для подготовки IPO на американской бирже NASDAQ. Компания хочет разместить акции на $1 млрд, основная часть этих средств достанется ее акционерам

Yandex B.V.

Интернет-компания. По данным TNS, в декабре 2010 г. ежемесячная аудитория составляла 27,9 млн человек. Акционеры: около 30% (включая опционы) у основателей и менеджеров, 60% – у инвестфондов, 10% – у частных инвесторов и бывших сотрудников, «золотая акция» – у Сбербанка. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – 12,5 млрд руб.

Яндекс» выдал Deutsche Bank и Morgan Stanley мандаты на организацию размещения его акций на бирже NASDAQ, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники. Соглашения с банками подписаны, подтвердили «Ведомостям» три близких к участникам размещения источника. Само IPO планируется, по их словам, на июнь-июль 2011 г.

Собеседники «Ведомостей» не уточняют размер пакета и оценку компании для размещения: это решится позже. В ноябре 2010 г. британская газета Mail on Sunday сообщала, что объем размещения может составить $1,56 млрд. Но, по данным Bloomberg, всего планируется привлечь около $1 млрд. Это вчера подтвердил один из источников «Ведомостей». Средства в основном получит не сам «Яндекс», а его совладельцы, которые хотят воспользоваться IPO для фиксации прибыли, уточняет близкий к участникам сделки менеджер. Представители «Яндекса» отказались обсуждать тему IPO, получить комментарии в инвестбанках вчера не удалось.

«Яндекс» уже собирался проводить IPO в 2008 г. – речь шла о продаже на бирже 15–20%, но оно не состоялось из-за кризиса. Тогда одним из инициаторов размещения был миноритарий «Яндекса» – фонд Tiger Global Management. Вчера его представитель не ответил на письмо «Ведомостей».

В ноябре 2010 г. акции на Лондонской фондовой бирже разместила другая российская интернет-компания – Mail.ru Group. Инвесторы оценили ее в $5,7 млрд, или около 55 показателей EBITDA за 2010 г. Успех Mail.ru Group доказывает, что инвесторам интересен российский интернет, но «Яндекс» может стоить еще дороже, считает руководитель управления «Финама» Алексей Курасов. Для компаний, входящих в Mail.ru Group, основные источники дохода – медийная реклама и платные сервисы, а «Яндекс» зарабатывает главным образом на контекстной рекламе, отмечает он. Поэтому инвесторы будут сравнивать «Яндекс» скорее с Google, которая вышла на биржу в 2004 г., считает Курасов. Сегодняшний рунет, подобно глобальному интернету в 2004 г., еще только начинает подступаться к таким перспективным видам бизнеса, как, например, электронная коммерция, поясняет он.

Google при размещении в августе 2004 г. оценили в $23,1 млрд. В первый день торгов ее капитализация выросла на 19%, а за последующие четыре месяца – в 2,3 раза до $52,7 млрд. Диапазон стоимости «Яндекса» – $4–8 млрд за 100% акций, ожидает Курасов.