Интернет-мессенджеры стремительно теряют клиентов

Мировая аудитория сервиса мгновенных сообщений ICQ сократилась за прошлый год на 35%, а в России – на 9%. Заплатившая за этот актив $187,5 млн российская Mail.ru Group уверяет, что причиной тому борьба со спамом

ICQ Corp.

сервис мгновенных сообщений. акционер – Mail.ru Group (100%). финансовые показатели (US GAAP, II квартал 2010 г.): выручка – $8,1 млн. oibda – $5 млн.

Ежемесячная аудитория ICQ во всем мире снизилась за год на 35%, или на 17,6 млн человек, сообщила контролирующая ее Mail.ru Group. По данным на декабрь 2010 г., ICQ пользовались 33,5 млн человек. В России с декабря 2009 г. аудитория этого сервиса уменьшилась на 9% до 16,4 млн человек. Причем учитываются пользователи не только собственного мессенджера ICQ, но и других использующих протокол ICQ, например QIP, уточняет представитель Mail.ru Group. Отдельные данные по ICQ группа не раскрывает.

Представитель Mail.ru Group увязывает падение мировой аудитории ICQ с внедрением новых механизмов борьбы со спам-ботами (сети зараженных компьютеров, рассылающих спам). Детали он не объясняет. Но в последнее время многие массовые онлайн-сервисы озаботились проблемой использования своих сетей спамерами. В частности, «Одноклассники» (подконтрольные той же Mail.ru Group) в 2008 г. ввели платную регистрацию, после чего рост их аудитории резко замедлился.

Впрочем, как раз в России ситуация со спамом не столь критична, считает представитель Mail.ru Group, поэтому и сокращение аудитории ICQ меньше.

Эксперты не согласны со спам-версией. По мнению старшего менеджера по развитию Comscore в Европе Оснат Зарецки, падение аудитории ICQ – часть общей тенденции. По подсчетам Comscore, аудитория всех мессенджеров в мире сократилась в 2010 г. на 8%, а с учетом роста общей аудитории интернета – на 15%. Единственное исключение – китайский мессенджер QQ, аудитория которого растет, говорит Зарецки. С ней согласен предправления «Финама» Владислав Кочетков: пользователи постепенно переходят на другие сервисы общения, например в социальные сети. Кроме того, считает Кочетков, ICQ отстала по части мессенджеров для мобильных устройств, которые стабильно увеличивают долю рынка. Есть и другая тенденция, замечает Зарецки: новые пользователи интернета, особенно молодежь, вообще не заводят мессенджеры, а сразу начинают общаться в социальных сетях. В России с лета 2010 г. аудитория ICQ снизилась несущественно, а аудитория QIP даже немного подросла, признает Зарецки. Но такая стагнация на фоне 20%-ного прироста общей интернет-аудитории равноценна падению, считает она. Основным фактором роста аудитории ICQ в России во втором полугодии 2009 г. было соглашение с «Яндексом» (компании продвигали кобрендинговый мессенджер ICQ с сервисами «Яндекса» и зарабатывали на контекстной рекламе в результатах поиска), считает Кочетков. Оно дало мощный стимул для подключения к «аське» новых пользователей, но после перехода ICQ под контроль Mail.ru Group соглашение с «Яндексом» было расторгнуто.