Wikimart привлек очередной транш инвестиций

Американский инвестфонд Tiger Global довел объем инвестиций в «русский Amazon» – проект Wikimart с $5 млн до $12 млн

Миноритарий «Яндекса» и Mail.ru Group – фонд Tiger завершает второй транш инвестиций в Wikimart, рассказали «Ведомостям» основатели этого проекта Максим Фалдин и Камиль Курмакаев. Первые $5 млн Tiger вложил в Wikimart в мае 2010 г., эти деньги пошли в основном на наем сотрудников и онлайн-маркетинг. Второй раунд составляет $7 млн.

Идея Wikimart родилась в 2008 г., когда будущие основатели учились в Стэнфорде. Они решили создать единую интернет-площадку, где будут торговать независимые продавцы и с которой станут делиться частью доходов от сделок. Такую бизнес-модель используют Rakuten Ichiba в Японии, Gmarket в Корее и Mercado Libre в Латинской Америке, а наиболее известный аналог – Amazon, считают Фалдин и Курмакаев.

Первые $500 000 на проект они заработали, продав квартиры. $700 000 предоставили бизнес-ангелы, например, бывший председатель совета директоров Skype Майкл Ван Свай. К концу 2009 г. начали поступать и другие предложения – например, от соинвестора Facebook фонда Accel Partners и Index Ventures, рассказывает Курмакаев. «На Tiger мы остановились потому, что они не навязывали свои взгляды и не стремились участвовать в управлении, зато были готовы к долгосрочному партнерству», – говорит он. Сейчас доля Tiger в Wikimart уже выше 50%.

В Tiger не ответили на письмо «Ведомостей», но об инвестициях фонда в Wikimart известно еще одному участнику рынка онлайн-торговли.

Сейчас на Wikimart 2260 интернет-магазинов. В декабре 2009 г. их совокупный оборот составлял $100 000, в декабре 2010 г. – уже $2,5 млн, говорит Фалдин. Wikimart для них – дополнительный канал продаж, который вдобавок инвестирует в поисковую оптимизацию (повышение рейтинга магазина в результатах поиска), объясняет директор по связям с общественностью Wikimart Татьяна Патрацкая-Гуляева. А Wikimart получает комиссию с каждой сделки – в среднем от 3 до 30%.

Для «Белый ветер цифровой» Wikimart – как витрина, где можно сделать заказ, объясняет PR-менеджер сети Людмила Семушина. Он дает дополнительный приток покупателей. В качестве дополнительного канала продаж использует Wikimart и компьютерный дискаунтер «Cитилинк», говорит его представитель.

Для бизнес-модели Wikimart есть место в будущем онлайн-торговли, считает представитель Ozon.ru Михаил Осин. По его мнению, рынок будут формировать 1–2 крупных интернет-магазина со своими складами и доставкой (как Ozon.ru) и менее десятка специализированных магазинов среднего размера, а остальные объединятся на площадках вроде Wikimart. На фрагментированном российском рынке эта бизнес-модель может быть особенно успешной, считает гендиректор шопинг-клуба KupiVIP Оскар Хартман.