Скандал с ФСБ, "Яндексом" и нашистами выгоден только Навальному

Я предполагаю, что читателю история в общих чертах известна, если нет – ниже следует список основных фактов этой истории. Как обычно, в этой шумной истории с утечкой интересны прежде всего феномены массового сознания, её сопровождающие, и то, кому она может быть выгодна.

 В первую очередь очистим факты от мнений. Что известно наверняка?

 а) Было два запроса ФСБ в «Яндекс» – про номера кошельков доноров Навального и про личные данные 100 владельцев выборочных кошельков;

б) «Яндекс» выдал ФСБ запрошенные данные (что его пресс-служба подтверждает публично);

в) В начале мая появилось несколько постов в ЖЖ от блогеров – сторонников Навального о том, что им якобы звонила с «интервью» про переводы Навальному некая девушка, представлявшаяся журналисткой Юлией Ивашовой из разных СМИ; якобы она - активистка движения «Наши» Юлия Дихтяр из Воронежа;

г) Сами оригинальные посты о звонках, похоже, были на майских праздниках изначально изрядно накручены ботами и выведены в топ;

д) Рунетчики начали бурно переводить Навальному небольшие суммы, чтоб побывать на баррикадах, не отрываясь от стула; остановившийся ранее счётчик переводов снова закрутился.

е) Нашисты и лично Юлия Дихтяр опровергают версию, что звонили они. «Засветившийся» телефон ничей, с «анонимной» симкой.

Факты довольно разрозненные и полной картины не дают. Однако вся «блого-общественность» уже знает, что было на самом деле: ФСБ запросила и отдала данные нашистам, а те стали «преследовать» сторонников Навального звонками. По сути, обсуждение в блогосфере, за исключением редких скептических высказываний, сводится к проклинанию «конченых дебилов» и кровавой гэбни; заодно, конечно, ругают и «Яндекс» за «слабость» и «прогибание».

 Давайте разберёмся:

 1. Мог ли «Яндекс» отказать, подать в суд или сообщить о запросе владельцам личных данных? «Яндекс» обязан предоставить такие данные, если поступил запрос от спецслужб. Он не может отказать или подать в суд, не может и раскрывать факт и/или содержание запроса. Это рутина: такие запросы идут в поисковики, почтовики, к хостерам и провайдерам практически каждый день. Итак, претензий к яндексоидам нет: они выполнили требование закона.

2. Этот запрос - законный или «левый», зачем он вообще? Смысл запроса понятен: ФСБ проверяет, нет ли у Навального финансирования из-за рубежа под прикрытием «всенародного сбора средств» (повод для уголовного дела об экстремизме и государственной измене). Основания для подозрений, конечно, есть – Навальный не скрывает своих тесных контактов с политической верхушкой США и разными одиозными зарубежными организациями, «насаждающими демократию» в нашей стране.

Известно, что иногда рядовые и средние ФСБшники выполняют и левые заказы на "пробивание" каких-то данных в интернет-компаниях. Но скорее всего, не в этот раз: «Яндекс» – слишком крупная и заметная компания, риск «левака» слишком высок.

Итак, скорее всего, это штатная проверка.

 3. Кто виноват в утечке? Если утечка была, то она произошла или в «Яндексе» (слив друзьям из тусовки Навального), или в ФСБ (слив нашистам или друзьям Навального), или в вышестоящих организациях, которые имеют право (или могут фактически) запросить данные от ФСБ, например, в ведомстве Суркова, в администрации президента (слив к нашистам). Утечь могли как сами данные, так и факт запроса.

В любом случае с запросом и личными данными имели дело десятки людей по всей цепочке, то есть утечка данных или самого факта могла произойти во всех звеньях, как обычно и бывает с утечками.

 

4. А были ли утечка и звонки? Я лично пока не вижу серьёзных оснований для такой уверенности. Кто-то звонил кому-то, на три или пять телефонов. Сам факт звонков не очень-то установлен – есть только посты в блогах об этих звонках (сторонников Навального) и нечёткая запись одного разговора неизвестно с кем.

 5. Что это вообще такое и кому выгодно? Сам по себе случай, как его подают в СМИ и в блогах, – удивительный по своей нелепости и глупости. Нельзя «преследовать» тысячи «диссидентов» пятью глупыми звонками. Мне приходят в голову такие версии, которые хоть как-то отвечают на вопрос Qui prodest:

 а) Политическая подстава, интрига в верхах. Пусть это выдающаяся, гомерическая глупость конкретной нашистки из Воронежа или её боссов из движения «Наши». Скажем, им захотелось показать силу, пошуметь. Но зачем ФСБ отдавать ей списки ПД и рисковать практически гарантированным служебным расследованием? Зачем ей называться своим именем, при этом выдумывая названия СМИ? Не вяжется, идиотизм какой-то.

Я вижу тут только одно непротиворечивое объяснение: интриги в идеологическом ведомстве, попытка подставить нашистов и Якеменко. Кто-то подбросил нашистам «тему», чтобы они опозорились, и подпихнул авторитетом к действиям. Война за влияние перед выборами – вполне разумное объяснение: Павловского уже выпихнули за зубчатую стену, может быть, теперь идёт выталкивание Якеменко?

 б) Провокация группы Навального с целью оживления тусовки, "электората". Это вполне правдоподобно. Мы много раз видели такие истории про ужасные DDoS-атаки, когда наши либералы надевали личину преследуемых, а потом в лучшем случае оказывалось, что у их сисадминов кривые ручки. И рефлекторная реакция интернет-аудитории показывает, что такую провокацию наша публика заглотнёт, не думая. Здесь очевидно, кому это выгодно. И персональные данные не нужны, достаточно знания о факте запроса.

 в) Наезд на «Яндекс». Наезд конкурентов или рейдеров на «Яндекс», попытка втихую выкрутить руки с целью дёшево купить акции до выхода на биржу или просто понизить капитализацию «Яндекса». Сложновато и неочевидно.

 Единственное, что выглядит полностью неправдоподобно – это как раз та цепочка, которая кажется самоочевидной нашей публике: ФСБ делает запрос и нарочно сливает "Нашим". А те нарочно звонят, чтобы "напугать" доноров Навального.

Так не бывает. Как можно напугать и «преследовать» тысячи людей несколькими звонками?

Власти доступны реальные способы осложнить жизнь Навальному: закрыть по юридическим основаниям (нет пока надёжной налоговой схемы); засудить за клевету, за американское финансирование, да мало ли. А вот эти нелепые звонки трём-пяти блогерам – это способ только вызвать бешеный крик в блогах и рост числа сторонников, то есть чистый пиар «правдоруба», дорогой подарок Навальному.

Эта версия требует считать всех «там» поголовно идиотами, что конечно, приятно нашей либеральной публике, но вряд ли соответствует реальности.

Мне лично кажутся примерно одинаково правдоподобными две версии: политическая интрига в идеологическом ведомстве и провокация группы поддержки Навального. Причём и то и другое, очевидно, в итоге выгодно только Навальному.