Технологии
Бесплатный
Валерий Кодачигов
Статья опубликована в № 2869 от 08.06.2011 под заголовком: Yota притормозила

Yota впервые зафиксировала потерю клиентов

Повышение тарифов, предпринятое в марте 2011 г. провайдером мобильного интернет-доступа «Скартел» (бренд Yota), принесло плоды. Выручка «Скартела» выросла, но количество активных абонентов сократилось – впервые за два года коммерческой эксплуатации сети
М.Стулов
ООО «Скартел»

Оператор мобильного широкополосного доступа. Акционер – Christiva Holdings Limited (100%), принадлежащая Yota Holding. 74,9% Yota Holding принадлежит фонду Telconet Capital, еще 25,1% – у госкорпорации «Ростехнологии». финансовые показатели (по данным компании за I квартал 2011 г.): выручка – 1,09 млрд руб., EBITDA – 211 млн руб.

По итогам I квартала 2011 г. у «Скартела» насчитывалось 731 500 активных абонентов против 757 000 на конец декабря 2010 г., рассказала вице-президент по финансам компании Галина Юрганова. До сих пор число пользователей Yota стабильно росло: например, с января по сентябрь 2010 г. оператор привлек 230 000 новых абонентов, говорили его представители, а в IV квартале 2010 г. абонентская база, по данным компании, выросла еще на 126 000 человек.

Отток абонентов произошел впервые, подтверждает Юрганова, но был для «Скартела» ожидаемым. В середине марта 2011 г. оператор повысил минимальный размер платежа с 90 руб. в день до 500 руб. в неделю, а месячный доступ стал стоить 1400 руб. вместо 900 руб., напоминает она. Тогда гендиректор «Скартела» Денис Свердлов связывал пересмотр цен с решением компании сфокусироваться на качестве обслуживания и стремлением устанавливать более долгосрочные отношения с клиентами (для абонентов, заключающих контракт сразу на полгода, помесячная плата осталась на прежнем уровне, а для оплачивающих годовую подписку она даже снизилась). Заодно, повысив тарифы, «Скартел» сможет больше инвестировать в сеть, а возможный отток части пользователей поможет оптимизировать нагрузку на нее, добавлял Свердлов.

Повышение тарифов повлияло и на выручку (в I квартале 2011 г. она выросла по сравнению с предыдущим, правда всего на 0,6% до 1,09 млрд руб.), и на поведение абонентов, признал он вчера: некоторые пользователи приняли решение не продлевать подписку, а общее количество активных пользователей (заплативших не более трех месяцев назад) уменьшилось за квартал на 3,4%.

Но и темпы роста выручки у «Скартела» до сих пор были выше: в IV квартале 2010 г., например, она прибавила 10,4%, а в III квартале – 16,6% (динамика в сравнении с предыдущим периодом). Замедление в I квартале представитель компании объяснил общим насыщением региональных рынков, где работает «Скартел», услугами мобильного интернет-доступа и высокой долей Yota на этих рынках. В III квартале 2010 г. компания занимала 27% рынка услуг мобильного доступа через USB-модемы в Москве, Петербурге, Уфе, Сочи и Краснодаре, ссылается он на данные AC&M-Consulting.

Сокращение абонентской базы и невысокие темпы роста выручки связаны, с одной стороны, с ростом популярности мобильной связи третьего поколения (3G) и высоким уровнем маркетинговой активности сотовых операторов на рынке мобильного интернета, а с другой стороны, с тем, что качество доступа у Yota не улучшилось, считает партнер iKS-Consulting Константин Анкилов. В I квартале 2011 г. мог сыграть свою роль и сезонный фактор, допускает он: в начале года люди меньше пользуются услугами. Рост тарифов – тоже важный фактор, из-за него отток абонентов продлится и во втором, и в третьем кварталах 2011 г., ожидает Анкилов; общее сокращение численности пользователей может составить 20%.

Отток неминуемо должен был начаться, так как среди абонентов «Скартела» было немало людей, плативших минимальные деньги просто для того, чтобы сохранить действующий модем, а реально услугами не пользовавшихся, считает аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков. Когда минимальный платеж повысился, они отключились.

У «Мегафона» количество пользователей безлимитного мобильного доступа выросло в I квартале 2011 г. более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., говорит его представитель Юлия Дорохина. Дело в том, что «Мегафон» делал противоположное тому, что делала Yota, – снижал безлимитные тарифы, стоимость USB-модемов, улучшал покрытие сети 3G, объясняет она. У «Вымпелкома» число абонентов мобильного доступа увеличилось в I квартале 2011 г. на 20% (благодаря активным продажам абонентских устройств) по сравнению с IV кварталом 2010 г., рассказала его пресс-секретарь Анна Айбашева. А всего пользователей мобильного интернета в России в этом году станет в 1,5 раза больше, их суммарный трафик увеличится в 4,5 раза, прогнозирует представитель МТС Валерия Кузьменко.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать