Статья опубликована в № 2903 от 27.07.2011 под заголовком: Личность по запросу

Персональные данные покупателей защитят прокуроры

Роскомнадзор попросил поисковые системы изучить возможность блокировки запросов, выдающих персональные данные. Microsoft согласилась, Google сама удаляет спорные данные, а «Яндекс» предлагает защищать данные клиентов самим владельцам сайтов
Вина роботов

Общедоступны ли персональные данные, программное обеспечение поисковика определить не может, говорит партнер юридической фирмы Salans Виктор Наумов: нужно исходить из презумпции, что оператор персональных данных принял меры по их защите, в том числе корректно заполнил файл robots.txt. Владелец поисковика до уведомления не может знать о незаконности распространения данных, это исключает его ответственность.

Роскомнадзор сообщил, что начал проверять российские интернет-магазины на предмет нарушения законодательства о персональных данных. Имена, фамилии, адреса и содержание заказов покупателей можно обнаружить в поиске «Яндекса», сообщила компания «Информзащита». «Ведомости» обнаружили такие данные и в других поисковиках – Google, Bing, Mail.ru.

В открытый доступ попали данные покупателей более 80 интернет-магазинов, установил вчера Роскомнадзор, он попросит разобраться в ситуации прокуратуру, как только найдет владельцев «виновных» магазинов.

Вчера же в социальных сетях появилась информация, что поисковики индексируют данные заказа билетов на сайтах railwayticket.ru и tutu.ru, несколькими днями ранее в «Яндексе» можно было найти sms абонентов «Мегафона». Роскомнадзор изучает ситуацию, говорит его представитель Михаил Воробьев.

По словам Воробьева, привлечь поисковые системы за нарушение закона «О персональных данных» нельзя: их функции сводятся лишь к индексации страниц с персональными данными. Но чтобы предотвратить утечки, Роскомнадзор, по словам Воробьева, попросил «Яндекс», Google, Microsoft (поисковик Bing) и Mail.ru рассмотреть техническую возможность блокировать запрос, который позволяет получить доступ к персональным данным. В «Яндексе», Google, Mail.ru Group и Microsoft этого письма пока не получили.

«Яндекс» просьбу Роскомнадзора не выполнит. По словам его представителя Очира Манджикова, «Яндекс» не удаляет страниц из результата поиска, пока владельцы сайта не примут мер, чтобы их содержимое не было доступно поисковой системе, для этого нужно ограничить доступ к страницам через файл robots.txt.

Google, по словам его представителя Аллы Забровской, может сам удалить данные из индекса, если получит информацию – от пользователей и из других источников, включая госорганы, – о незаконно опубликованных персональных данных. Забровская пообещала, что ссылки на данные пользователей интернет-магазинов тоже будут удалены.

Последние утечки – особый случай, считает представитель Microsoft Александра Паришева: «Поисковые системы сканируют информацию в публичном доступе, но мы прорабатываем техническую возможность ограничения доступа к опубликованным персональным данным граждан».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать