Статья опубликована в № 2903 от 27.07.2011 под заголовком: «Связной» не сдается

"Связной" увеличил долю рынка, несмотря на потерю пятой части салонов

Несмотря на то что «Связному» в первом полугодии 2011 г. пришлось уступить «Евросети» 450 салонов, ритейлер нарастил долю на рынке мобильных телефонов и обогнал основного конкурента по темпам открытия новых салонов
Рекордное полугодие

17,5 млн сотовых телефонов продано в России в первом полугодии 2011 г., считает Богданов. В деньгах это 72,3 млрд руб.

ЗАО «Группа компаний «Связной»

Сеть салонов связи. Акционер – Svyaznoy N. V. (99,99%), ее основной владелец – Максим Ноготков. Выручка (МСФО, 2010 г.) – 56,4 млрд руб. чистая прибыль – 2,23 млрд руб.

Группа компаний «Евросеть»

Ритейлер. Акционер – Euroset Holding N. V. (Нидерланды), принадлежащая Alpazo ltd Александра Мамута (50,1%) и «Вымпелкому» (49,9%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 61,9 млрд руб., чистая прибыль – 5,58 млрд руб.

С января по конец июня 2011 г. у «Связного» прибавилось 230 салонов связи (всего их было 2510), а у «Евросети» – 190 (4146 на конец июня), говорится в аналитическом отчете, составленном бывшим вице-президентом по маркетингу «Евросети» (2002–2008 гг.), а ныне преподавателем Академии народного хозяйства Владимиром Богдановым. Это произошло несмотря на то, что в начале года «Евросеть» активно перекупала у арендодателей площади, занимаемые салонами «Связного», под открытие собственных. Всего за полгода, по данным «Евросети», она забрала у «Связного» 450 лучших салонов и тем не менее розничная сеть «Связного» продолжала стабильно расти, констатирует Богданов.

Быстрее «Связной» увеличивал и выручку от продажи телефонов: в первом полугодии 2011 г. он прибавил к аналогичному периоду прошлого года 7,5%, а «Евросеть» – лишь 1,5%, считает Богданов. Доходы «Евросети» от продажи телефонов выросли гораздо больше – на 7%, опровергает расчеты Богданова президент «Евросети» Александр Малис; представитель «Связного» Елена Ноготкова оценку по своей компании не комментирует.

Правда, если сравнивать динамику двух компаний в первом полугодии 2011 г. месяц к месяцу, то «Евросеть» оказывается лидером. С января по июнь 2011 г. ее месячная выручка от продажи телефонов увеличилась, по мнению Богданова, на 10%, а у «Связного» сократилась на 8%. Дело в том, что у «Связного» быстрее снижается средняя розничная стоимость телефона, объясняет Богданов: если в январе 2011 г. этот показатель составлял 4500 руб., то в июне – около 3800. У «Евросети» этот показатель тоже снижался, но не так быстро. Другое дело, что средняя цена трубки в салонах «Евросети» изначально была ниже, чем у конкурента (в январе 2011 г. – около 4300 руб.), и к концу полугодия «Связной» догнал «Евросеть» по этому показателю. Эффективность продаж в «Евросети», согласно выкладкам Богданова, растет быстрее: если в январе 2011 г. каждый ее салон в среднем продал чуть более чем по 170 аппаратов, то в июне – примерно по 230. В «Связном» эффективность изначально была выше, но и рост оказался умеренным – с 270 до 280 телефонов на салон в месяц.

«Связной» стал продавать больше смартфонов, а сумма среднего чека по смартфонам снизилась в первом полугодии 2011 г. на 19% к аналогичному периоду 2010 г., говорит Ноготкова.

В феврале 2011 г. Малис объявил сотрудникам «Евросети» о начале агрессивного вытеснения «Связного» с рынка. Из 450 торговых точек конкурента, которые перекупила «Евросеть», «Связной» уже покинул 250, говорит он. Сегодня «Евросеть» представлена в России более чем 4240 магазинами. В ближайшие месяц-два их станет еще больше – как за счет собственных планов развития, так и за счет открытия отремонтированных и переоформленных бывших салонов конкурента, обещает Малис.

Средняя стоимость телефонов в «Связном» резко снизилась, а в «Евросети» в первом полугодии 2011 г. она даже выросла, отмечает он (Богданов считает, что она снизилась и в «Евросети»). Большинство высокодоходных салонов «Связного», в которых хорошо продавались премиальные модели, перешло к «Евросети», поэтому цена аппаратов в «Евросети» сейчас выше, чем в «Связном», говорит он. А продажи «Связного» на одну торговую точку сократились и в натуральном, и в денежном выражении, уверен Малис.

На бизнес «Связного» действия «Евросети» не повлияли, возражает Ноготкова. Теперь вместо запланированных ранее 40 салонов «Связной» открывает по 90 в месяц, зачастую в более привлекательных местах, говорит она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать