МТС меняет схему расчетов с дилерами

МТС ужесточила правила вознаграждения дилеров за продажу sim-карт. Она отказалась от выплаты им авансов и привязала размер вознаграждения исключительно к доходам, которые приносит оператору новый абонент
М.Стулов

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева не говорит, авансирует ли оператор дилеров. Но процент от суммы, которую абонент тратит в течение шести месяцев на связь, они получают по-прежнему, добавляет она. Это до 50% от счета за полгода, знает менеджер компании – партнера «Вымпелкома». «Мегафон» выплачивает дилерам процент, размер которого зависит от трафика абонента за первые 4–6 месяцев и от экономики региона, где заключен контракт, сообщил сотрудник его пресс-службы.

Все равно первая. 70,19

млн абонентов обслуживала МТС в России в конце августа 2011 г. Это 30,1% российского рынка

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор мобильной и фиксированной связи. Акционеры: АФК «Система» – 52,8%, 46,7% акций торгуется на NYSE и ММВБ. Капитализация – $12,46 млрд. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – $11,29 млрд, чистая прибыль – $1,38 млрд.

МТС завершает перевод дилеров на новую систему выплаты вознаграждения, рассказал источник в партнере оператора и подтвердила представитель МТС Валерия Кузьменко. До сих пор дилер получал фиксированную часть вознаграждения, как только продавал контракт, а потом еще полгода отчисления от платежей привлеченного абонента. Теперь МТС полностью откажется от авансовых выплат, говорит Кузьменко. Вместо этого дилер будет шесть месяцев получать 50% от сумм, которые абонент тратит на связь.

МТС лишает дилеров возможности совершать махинации с sim-картами ради бонусов и повышает качество привлекаемых абонентов, объясняет Кузьменко. Результат уже виден: во II квартале 2011 г. по сравнению с предыдущим средний размер ежемесячных выплат дилерских комиссий в пересчете на абонента снизился на 6% до 458,2 руб., говорит она. При этом рентабельность по OIBDA выросла на 3,2 п. п. до 41,6%, а отток абонентов сократился на 0,7 п. п. Уровень подключений у МТС снизился, зато темпы роста выручки и OIBDA во II квартале (по сравнению с предыдущим) были выше, чем у конкурентов, – значит, привлекаемые абоненты генерируют реальную выручку и прибыль, а не выбрасывают sim-карту, потратив лежащие на счету деньги, считает Кузьменко.

Два петербургских дилера МТС подтвердили, что та изменила схему работы: теперь они будут получать вознаграждение в течение полугода после подключения. Это будет до 50% от месячного счета абонента, но не более 300–400 руб., говорит один из них.

МТС уже несколько месяцев не форсирует подключения, констатировал в сентябре 2011 г. ее президент Андрей Дубовсков. Он объяснил это отсутствием на рынке платежеспособного спроса, желанием сдержать рост издержек на привлечение новых подписчиков и увеличить прибыльность бизнеса. В июне, июле и августе 2011 г. МТС показывала чистый отток абонентов, т. е. подключала меньше, чем списывала в отток.

Пересмотр схемы вознаграждения приведет к тому, что дилеры перестанут продавать sim-карты МТС абонентам, не настроенным оставаться с этим оператором надолго, и у МТС сократятся затраты на привлечение клиентов, говорит аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Дестимулировав дилеров, МТС рискует недосчитаться и некоторого количества качественных абонентов, опасается он, но положительный эффект перевесит.