Статья опубликована в № 2977 от 09.11.2011 под заголовком: МТС подключила франчайзи

МТС подключила франчайзи

У МТС оказалось на 1600 больше монобрендовых салонов связи, чем она сообщала до сих пор, – более 4000. «Добавку» обеспечивают региональные дилеры, работающие под брендом МТС по соглашению о франшизе. Правда, их вклад в выручку розничного бизнеса МТС условен
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Е. Разумный для Ведомостей
Телефонные миллиарды. 45,5

млрд руб. составил объем продаж мобильных телефонов в России в III квартале 2011 г., по оценке Telecom Daily. В общей сложности ритейлеры продали 10,5 млн аппаратов

В конце III квартала 2011 г. монобрендовая розничная сеть МТС насчитывала 4017 салонов, следует из отчета компании, с которым ознакомились «Ведомости». До сих пор МТС указывала более скромное количество магазинов – в частности, в июне 2011 г. она сообщала о «более чем 2300 салонах». Это собственные салоны МТС, которых и сейчас ненамного больше (в конце сентября – 2392), говорится в нынешнем отчете МТС. Но есть еще 1625 точек (чуть более 40% от всей сети), работающих по франшизе.

Франчайзи-партнеры появились у МТС не вчера: еще в сентябре 2010 г. на их долю приходилось 33,5% всех монобрендовых салонов МТС, следует из отчета. Франчайзинг оправдан в отдаленных регионах России или небольших населенных пунктах, объясняет представитель МТС Валерия Кузьменко: там не всегда целесообразно открывать собственные салоны, иногда эффективнее привлечь местного партнера.

С учетом отгрузок телефонов этим партнерам МТС контролировала в III квартале 2011 г. 15,6% российского рынка мобильных телефонов в натуральном выражении, считает сама компания. Без их учета – 11,9% в натуральном и 10,6% в денежном выражении, в обоих случаях занимая 3-е место в России, оценивает гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Крупнейший продавец мобильных телефонов «Евросеть» контролировала, по оценке Кускова, 32% рынка по количеству устройств и 29% по выручке, «Связной» – 23,9 и 21% соответственно.

Дело в том, что вклад франчайзи в выручку розничной сети МТС невелик. По словам Кузьменко, она зарабатывает, продавая телефоны этим салонам, но те закупают аппараты и через другие каналы. Польза от развития франчайзинга в другом: МТС экономит на открытии собственных салонов (каждый обходится в $25 000–40 000) и с минимальными затратами развивает дополнительные каналы продаж sim-карт и обслуживания абонентов, объясняет Кузьменко. На франчайзинговые магазины приходится около 35% всех новых подключений розничной сети МТС, добавляет она. Всего за первое полугодие 2011 г. МТС продала в России, по данным AC&M-Consulting, 16,3 млн sim-карт. Правда, партнерство с региональными дилерами предполагает для МТС и расходы: помимо вознаграждения за подключение абонентов франчайзи получают фиксированную плату за соблюдение стандартов оформления салонов и обслуживания, говорит Кузьменко, не уточняя ее размер.

Полную выручку своей розничной сети МТС не раскрывает. А ее доходы от продаж телефонов и другого оборудования в первой половине 2011 г. составили 12,3 млрд руб., следует из отчета компании. На границу окупаемости затрат розница МТС вышла в III квартале 2010 г., рассказывал тогдашний президент компании Михаил Шамолин.

У «Евросети» на конец III квартала 2011 г. было в России 4300 собственных и 147 франчайзинговых торговых точек, а кроме них – 450 монобрендовых магазинов «Вымпелкома», которыми ритейлер управляет, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Франчайзинговые магазины она относит к категории обычных региональных дилеров, а отгрузки товаров в такие салоны – к оптовым продажам, которые не включаются в оценку розницы. Маржинальность таких продаж минимальна, добавляет Смольская. «Связной», у которого к концу сентября 2011 г. было 2610 салонов в России, открывает только собственные магазины, сказала представитель компании Елена Ноготкова. Качество услуг в магазинах франчайзингового партнера сложно контролировать, объясняет она.

А вот у «Мегафона» собственных салонов около 1400 – даже меньше, чем франчайзинговых (более 2000). На собственные салоны приходится 20% продаж оборудования, говорит представитель оператора Юлия Дорохина.

«Вымпелком» же считает разделение салонов на собственные и франчайзинговые условным – все они включаются в собственную сеть оператора, сообщил его представитель. В конце II квартала 2011 г. у «Вымпелкома» был 2531 брендированный франчайзи-салон и всего 206 собственных офисов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more