Google возвращается в Китай

Google, два года назад свернувшая бизнес в Китае из-за несогласия с интернет-цензурой, делает шаг обратно. Она расширяет штат китайского офиса и готовит специальные сервисы для китайского рынка

Об изменениях в отношениях с Китаем сообщил руководитель азиатского подразделения Google Даниель Алегре. Он объявил, что компания нанимает в Китае специалистов по технологиям, продажам и продуктам, а также создает новые сервисы, ориентированные на китайских потребителей. Особое внимание Google намерена уделять продвижению платформы Android, онлайн-рекламе и поиску. Одна из целей, по словам Алегре, – предоставить китайцам доступ к онлайн-магазину приложений Android Market. Также Google надеется привлечь пользователей сервисов, которым не угрожает цензура, вроде поисковика Shihui, ищущего по китайским сайтам, торгующим со скидками.

Впервые портал для китайских пользователей Google открыла в 2005 г. А четыре года спустя вступила в конфликт с китайскими властями – после того как стало известно о хакерских атаках на сайты Google.cn. Хакеры, действовавшие, как подозревала Google, из Китая, пытались шпионить за учетными записями китайских диссидентов. В январе 2010 г. Google отказалась подвергать свои сервисы цензуре, как того требуют китайские законы, и вскоре закрыла основной китайский сайт Google.cn, а пользователей стала перенаправлять на неподцензурный гонконгский. Хотя офисы Google в Китае не закрывались, у них было более 500 сотрудников.

Нынешний шаг Google обусловлен, по словам Алегре, прагматическими соображениями: «В Китае огромные возможности для развития бизнеса». В сентябре 2011 г. в Китае насчитывалось более 500 млн интернет-пользователей. Для сравнения: в США на ноябрь 2011 г. интернетом пользовались 220 млн человек.

Сейчас на китайский рынок приходится всего 2% всех доходов Google. Доля компании в поисковых запросах китайцев в III квартале 2011 г. составляла 17,2%, а в конце 2009 г. – 32%. Тем не менее абсолютное число пользователей Google в Китае за два года выросло, а в последний год увеличились и доходы. Доля Google на рынке онлайн-рекламы в Китае стабилизировалась на уровне 7% (против 10,9% в 2009 г.).