Евгений Чичваркин требует компенсации за задержанные телефоны

Один из основателей «Евросети» – Евгений Чичваркин рассчитывает добиться компенсации за мобильные телефоны, изъятые правоохранительными органами в 2005 г.
Е.Пахомова/ РИА Новости

Группа компаний «Евросеть»

Розничная компания. Акционеры – Александр Мамут (50,1%), «Вымпелком» (49,9%). Выручка (МСФО, 2010 г.) – 61,9 млрд руб. Чистая прибыль – 5,58 млрд руб.

Следственный комитет России закрыл громкое уголовное дело о контрабанде мобильных телефонов, начатое в 2005 г. Об этом рассказали адвокат Марат Файзулин, представлявший интересы «Евросети», и адвокат Чичваркина (проходившего по этому делу свидетелем) Юрий Гервис. По их словам, Cледственный комитет прекратил расследование дела в связи с вступлением в силу поправок, которые декриминализировали контрабанду. Это подтвердил «Ведомостям» сотрудник правоохранительных органов.

В августе 2005 г. Управление «К» МВД изъяло у ритейлеров по этому делу телефоны: всего – на $70 млн, в том числе на $35 млн – у «Евросети», напомнил Чичваркин «Ведомостям». «Сейчас мы консультируемся с юристами и, как только появится возможность, потребуем возврата телефонов», – обещает он.

Только в августе было задержано 10 автофур с ввезенными в Россию мобильниками и изъято около 200 000 аппаратов. По версии МВД, телефоны декларировались либо как товар другой категории, либо по заниженной цене. На тот момент по делу проходило 10 юридических лиц: сами сотовые дилеры, а также таможенный брокер – ООО «ВАТ-ТСВ» Якова Ардашникова, уехавшего из России (сейчас его экстрадиция обсуждается в Монако). Телефоны предназначались для «Евросети», Dixis, «Связного», Divizion, «Беталинка». Но к 2011 г. в уголовном деле осталась одна «Евросеть», говорит Гервис.

Чтобы найти юридический путь для востребования товара или компенсации за ущерб, придется проанализировать все документы дела, предупреждает Файзулин. В отдельных случаях можно добиться возврата – например, если компания, у которой изъяли товар, продолжает работать или у нее есть правопреемник, рассуждает он. Но в 2005 г. телефоны изымались у разных юридических лиц, многие из которых уже не существуют (Dixis, Divizion, «Беталинк»). Вдобавок телефоны давно проданы (причем по цене в десятки раз ниже реальной), а прибыль от их продажи направлена в госказну, напоминает адвокат, и при попытке отсудить компенсацию сразу встанет вопрос, как они оценивались и какую сумму могут получить потерпевшие.

Чичваркин не может требовать компенсацию, поскольку уже не владеет «Евросетью», сомневается его бывший адвокат Владимир Жеребенков: ущерб был нанесен «Евросети», значит, в суд должна пойти сама компания. Юридические предпосылки для истребования телефонов у Чичваркина есть, возражает Файзулин: многие из изъятых телефонов предназначались компании «Илед-М», соучредителем которой, по данным «СПАРК-Интерфакса», был именно Чичваркин. Другое дело, что право собственности успело перейти к «Илед-М» не на весь товар: часть телефонов были изъяты еще на стадии таможенного оформления, и права на них остались у поставщиков.

На балансе самой «Евросети» изъятые телефоны не числятся, подтвердил «Ведомостям» ее президент Александр Малис. Значит, и истребовать их компания не может – это дело посреднических компаний, ввозивших их в 2005 г. Была ли среди них «Илед-М», Малис не знает, «но если государство решило, что товар был изъят незаконно, то его следует вернуть владельцам – или возместить им ущерб».