Статья опубликована в № 3025 от 24.01.2012 под заголовком: Борьба за Chrome

Google просит конкурентов не упоминать Chrome

Google попросила российских конкурентов не использовать название ее браузера Chrome в разработанных ими браузерах. Возможно, причина в том, что Google уступает позиции в своем же собственном браузере «Яндексу» и Mail.ru
Bloomberg

Юристы Google попросили «Яндекс» и Mail.ru Group не использовать слова chrome и «хром», совпадающие с названием разработанного американским поисковиком браузера, рассказал источник в интернет-компании. Представитель Google в России Алла Забровская это не отрицает: Google «не приветствует конкурентные практики, способные создать у пользователей неправильное впечатление об источнике происхождения продукта». В середине 2011 г. Google подала заявку на регистрацию в России товарного знака Chrome, который имеет также международную регистрацию, распространяющуюся на Россию, добавляет она.

Google разработала и программу Chromium со свободным исходным кодом, на базе которой другие могут создавать свои браузеры. Лицензия Chromium запрещает использовать в наименованиях созданных с ее помощью браузеров название Chrome. Но в отсутствие у Google соответствующей торговой марки в России конкуренты обходили это ограничение, называя браузеры по-русски – «Хром». Так сделал весной 2010 г. «Яндекс», а в ноябре 2011 г. – Mail.ru Group.

«Яндексу» известна позиция Google, говорит его представитель Очир Манджиков, и, чтобы исключить возможные недоразумения, он переименовал свою сборку браузера на основе Chromium. С января 2012 г. «Хром» от «Яндекса» называется «Браузер Яндекс.Интернет». Chromium от Mail.ru еще не сменил название, компания пока обсуждает с Google данный вопрос, говорит представитель Mail.ru Group, отмечая: в целом Google – хороший и давний партнер, с которым Mail.ru Group успешно сотрудничает.

Хитрее всех оказался Rambler: его браузер называется «Нихром». По словам представителя Rambler, претензий от Google не было.

Россия – одна из немногих стран, где Google не ведущий поисковик. Но за 2011 г. его доля в российском поиске выросла на 4 п. п. (в декабре 2011 г. достигла, по данным Liveinternet.ru, 25,5%), а «Яндекса» – на те же 4 п. п. снизилась (до 60,6%). Это произошло во многом за счет популярности операционной системы для мобильных устройств Google Android и браузера Chrome. Доля Chrome в рунете выросла с 7,1% в декабре 2010 г. до 18,6% в декабре 2011 г. (данные Liveinternet.ru).

В 2011 г. Google серьезно взялась за отвоевывание доли на российском рынке поиска. Она провела на российском ТВ несколько рекламных кампаний, рекламирующих Chrome. А разработчикам браузеров на базе Chromium рекомендовала исключить окно выбора поиска специально для России.

В 2012 г. доля «Яндекса» в поисковых запросах рунета продолжает снижаться, пишут в отчете аналитики «Ренессанс капитала». За неделю с 16 по 22 января 2012 г. снизилась доля «Яндекса» и в браузере Chrome (хотя с IV квартала 2011 г. она росла), по данным Liveinternet. Впрочем, в этот период в Chrome снизилась и доля самой Google. Росла лишь доля Mail.ru (использует поисковую технологию Google и собственные) – и в Chrome, и в целом: с октября 2011 г. до середины января 2012 г. она увеличилась с 7 до 8,2%.

Война поисковиков за долю рынка перешла в новую фазу: в качестве оружия используется браузер с предустановленной поисковой системой, объясняет основатель Liveinternet Герман Клименко. Решение Google лишить российских конкурентов названия «Хром» может быть связано с тем, что и «Яндекс», и Mail.ru в последнее время наращивают доли в ее же браузере, считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать