Как Samsung утроила долю рынка в России

Благодаря резкому снижению цен на все модели Samsung за год утроила долю на российском рынке смартфонов
Michele Tantussi/ Bloomberg

Больше всего подешевели смартфоны Samsung – в среднем на 31%. Apple iPhone подешевели в рознице на 7%, HTC – на 16%, Nokia – на 15%, Sony Ericsson – на 21%, следует из отчета «Связного».

Средняя стоимость смартфона в 2011 г. по сравнению с 2010 г. снизилась на 12% до 10 641 руб., следует из отчета группы компаний «Связной». Речь идет о розничных ценах, которые, впрочем, напрямую зависят от закупочных цен производителей, говорит представитель «Связного» Елена Ноготкова.

Смартфоны активно замещают собой обычные телефоны – в высоком ценовом сегменте это уже произошло, сейчас идет замещение дешевых устройств стоимостью до 5000 руб. Поэтому в прошлом году, по словам Ноготковой, производители электроники выпускали более дешевые смартфоны. Всего, по данным «Связного», в 2011 г. в России было продано 7,6 млн смартфонов – на 75% больше, чем в 2010 г. В денежном выражении объем продаж смартфонов составил 80,6 млрд руб. (рост за год – 55%).

Похожие данные у «Евросети»: у Samsung средняя стоимость смартфона упала на 28,8%, у Apple – на 7,1%, у HTC – на 12,5%, у Nokia – на 9,5%, у Sony Ericsson – на 19,1%. А средняя цена смартфона, по данным «Евросети», снизилась в 2011 г. на 10,9% до 11 132 руб.

Тот, кто сильнее всех снизил цены, смог больше других нарастить долю на рынке. Samsung и здесь оказалась рекордсменом: за прошлый год ее доля на российском рынке увеличилась с 9 до 29%. Представитель Samsung Дмитрий Читая объясняет рост доли успехом флагманских моделей – смартфонов Galaxy S и Galaxy S II. Он подтвердил оценки ритейлеров по уровню снижения средней стоимости смартфона Samsung, но детали комментировать отказался.

В прошлом году Samsung ради увеличения доли рынка снижала отпускные цены и на телефоны, говорит сотрудник крупного производителя электроники. Эта стратегия сработала, но в этом году корейская компания решила поднять цены на 5–10%, рассказывали два источника в ритейлерских компаниях. Правда, рекомендуемые розничные цены Samsung пообещала не менять.

Вместе с отпускными ценами должны вырасти и бонусы дилерам – за это ритейлерам придется выполнить ряд дополнительных требований: размещать телефоны Samsung в открытой выкладке (на полках, а не на витринах), организовывать фирменные стойки для определенных моделей и т. п.

По словам президента «Евросети» Александра Малиса, у Samsung была самая большая линейка смартфонов, включая модели ценой около 15 000 руб. Именно поэтому и произошло такое падение средней цены на фоне других производителей, считает он. Кроме того, по его мнению, росту доли корейской компании помогли конкуренты (например, Nokia), ослабившие свои позиции. По данным «Связного», доля Nokia на рынке смартфонов снизилась в 2011 г. с 69 до 47%.

Представитель розничной сети МТС подтвердил данные «Связного». Средняя стоимость смартфонов Samsung в 2011 г. снижалась, по его словам, самыми быстрыми темпами. Samsung серьезно расширила линейку смартфонов, фактически переведя их из категории дорогих устройств в категорию устройств для массового рынка, говорит собеседник «Ведомостей».