Как Skype пытается зарабатывать в России

Популярный сервис интернет-телефонии Skype напугал российских пользователей рекламой печенья Twix. Это был технический сбой, но Skype рассчитывает стать прибыльным именно за счет видеорекламы

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Кондитерская компания Mars вчера удалила из Skype видеорекламу Twix после того, как та напугала и разозлила российских пользователей сервиса. Ролик Twix появился в Skype в среду вечером, он шел на полной громкости и в режиме постоянного повтора – без возможности поставить на паузу. Пользователи бросились писать гневные сообщения. «В вечерней тишине я чуть со стула не упал от этой рекламы», – жаловался один из них.

Рекламное сообщение Twix не соответствовало рекомендациям Skype и причинило неудобство пользователям в России, сказал «Ведомостям» представитель интернет-сервиса: его удалили из системы, но некоторые пользователи могли и позже видеть навязчивую рекламу, сохраненную в памяти их компьютеров. Представители Mars и Skype на сайте интернет-сервиса извинились перед пользователями и обещали исправить рекламу так, чтобы она никому не досаждала.

Skype – самый популярный интернет-сервис обмена текстовыми сообщениями и телефонии в рунете. По данным аналитической компании ComScore, в декабре 2012 г. у него было 22,4 млн пользователей – втрое больше, чем у ближайшего конкурента – ICQ. Долгое время Skype надеялся заработать на платных звонках на номера телефонных сетей, но не добился успеха. Год назад компания собиралась провести IPO и обнародовала финансовые показатели: за 2010 г. выручка составила $860 млн, чистый убыток – $7 млн; в 2009 г. чистый убыток был $418 млн.

В марте 2011 г. у сервиса было 663 млн зарегистрированных пользователей, из них всего 8,8 млн пользовались платными сервисами. И компания решила зарабатывать на рекламе: к маю 2011 г., когда Microsoft купила Skype за $8,5 млрд, интернет-сервис зарабатывал 5% доходов в США на видеороликах.

Исполнительный директор Skype Тони Бейтс пообещал в мае, что в будущем видеореклама станет основным источником доходов. В России реклама в сервисе появилась 21 февраля – баннер Samsung за первые сутки показали 8 млн раз. Реклама телефона в Skype была успешной, говорит директор по закупкам в нетелевизионных СМИ рекламной группы «Vivaki Россия» Алексей Василенко: группа собирается и дальше размещать рекламу в Skype. Гендиректор RuTube Михаил Ильичев говорит, что эффективность медийной рекламы, интегрированной в сервис, всегда будет ниже, чем у рекламы в контентном окружении. Однако реклама в Skype может быть востребована за счет таргетинга пользователей, считает он. Сотрудник российской интернет-компании считает, что за первый год Skype заработает на рекламе не более $2–3 млн.

А Mai.ru Group недавно прекратила размещать рекламу в интернет-сервисе ICQ. Руководитель IM-направления Mail.ru Group Игорь Ермаков говорит, что пользователи плохо воспринимают такую рекламу – гораздо эффективней монетизировать аудиторию с помощью игровых и других дополнительных сервисов, как это делает китайская компания Tencent.