Россияне наиграли в интернете на $668 млн

Легче всего с деньгами расстаются участники многопользовательских игр: они готовы платить за виртуальные товары и услуги
М.Стулов/ Ведомости

Объем российского рынка онлайн-игр в 2011 г. составил $668 млн, или всего 3% мирового рынка, сообщили аналитики компании J’son & Partners Consulting в отчете «Рынок онлайн-игр в России и мире, 2009-2013». Из них $464 млн пришлось на многопользовательские игры, $44 млн — казуальные игры, $160 млн — игры в соцсетях, посчитали аналитики. Они прогнозируют, что через два года на онлайн-игры в России потратят около $1 млрд. Легче всего с деньгами расстаются пользователи многопользовательских игр — по оценке авторов отчета, две трети аудитории таких игр платят за виртуальные товары и услуги, среди пользователей казуальных игр платит каждый третий, среди игроков в соцсетях — каждый пятый.

В мире доходы разработчиков онлайн-игр за 2011 г. выросли на 23% по сравнению с 2010 г. и составили около $20 млрд, из них около 20% пришлось на трех крупнейших провайдеров — американскую Blizzard и китайские Tencent и Shanda.

Мировая аудитория онлайн-игр в прошлом году составила 534 млн человек, посчитали в J’son & Partners, за два года аналитики ожидают прирост в 200 млн новых игроков. По их оценке, быстрее всего растет число игроков в соцсетях, но соцсети не «отъедают» и не увеличивают аудиторию других видов онлайн-игр: те, кто играл прежде в многопользовательские игры, не прекращают в них играть после того, как начинают играть в соцсетях; те, кто только начал играть в соцсетях, не переходят на другие онлайн-игры.

Объем мирового рынка мобильных игр в прошлом году, по данным J’son & Partners, составил $5,8 млрд, в России объем этого рынка составил около $60 млн. В 2012 г. продажи мобильных игр в России вырастут до $100 млн, ожидают аналитики.

В России больше четверти рынка многопользовательских онлайн-игр приходится на Mail.ru. Согласно годовой отчетности группы за 2011 г. она заработала на многопользовательских играх $129 млн — почти на треть больше, чем за 2010 г. Этот рост связан с увеличением на треть числа пользователей игр Mail.ru. В первой половине 2011 г. в три самые популярные многопользовательские игры от Mail.ru играли в среднем ежемесячно около 620 000 человек, из них 124 000 платили за различные товары в этих играх, во всех играх Mail.ru — 227 000. Во второй половине года среднемесячная аудитория тройки популярных игр Mail.ru выросла до 793 000 человек, из них 126 000 покупали в них виртуальные товары и услуги, а во всех играх группы — 241 000. Занимает Mail.ru серьезные позиции и на рынке игр для соцсетей: группа не выделяет долю игр в доходах от допуслуг в соцсетях, составивших $127 млн за 2011 г.

Mail.ru также владеет 1,8% акций крупного мирового разработчика игр для соцсетей Zynga, который в декабре 2011 г. в ходе IPO на Nasdaq привлек $1 млрд, получив оценку в $8,9 млрд. Zynga издала четыре из пяти самых популярных игр в самой массовой социальной сети Facebook (более 800 млн активных пользователей). Около 30% доходов Zynga от игр в Facebook оставляет себе соцсеть, которая сама планирует вскоре провести IPO. В I квартале 2012 г. основным двигателем роста продаж виртуальных товаров Zynga были игры для соцсетей на мобильных устройствах.

На биржу собрался и разработчик одной из самых популярных казуальных игр в мире, Angry Birds. Финская Rovio планирует провести IPO в Гонконге в 2013 г., сообщило финское издание Tekniikka & Talous. Директор по маркетингу Rovio Петер Вестербакка поообещал превратить ее в компанию с капитализацией на уровне Walt Disney ($65,3 млрд). В 2011 г. выручка Rovio должна была составить, по словам Вестербакка, примерно $100 млн против $10 млн годом ранее.