Mail.ru Group вовремя продала Facebook

Mail.ru Group серьезно снизила темпы роста выручки от рекламы из-за того, что рекламодатели предпочли интернету телевидение. Зато она удачно заработала на инвестициях в Facebook
С. Портер/ Ведомости

Mail.ru Group

Интернет-холдинг. Основные акционеры – Naspers (29% уставного капитала), New Media Technologies Алишера Усманова (25,33%), основатели (7,7%), Tencent (7,8%), 30,1% уставного капитала торгуется на Лондонской фондовой бирже в виде GDR. Капитализация – $6,9 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – $515,4 млн, прибыль – $208,6 млн.

Выручка Mail.ru Group в III квартале 2012 г. выросла на 36,5% к тому же периоду прошлого года и составила 4,96 млрд руб. Об этом говорится в опубликованных компанией данных предварительной неаудированной отчетности. Быстрее всего росли доходы от платежей пользователей за дополнительные сервисы (1,5 млрд руб., +72%) и от контекстной рекламы (624 млн руб., +47,7%). Платежи в многопользовательских играх принесли компании 1,16 млрд руб. – на 30,8% больше, чем годом ранее.

Тем не менее III квартал оказался худшим в этом году по динамике выручки Mail.ru Group (в I квартале группа увеличила доходы на 45%, а в первом полугодии – на 49%). Меньше всего выросла выручка от медийной рекламы – всего на 7,6% до 1,075 млрд руб. (для сравнения: в первом полугодии рост составлял 30,2%). Гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин объяснил замедление сокращением объема рекламного инвентаря. «В III и начале IV квартала мы заметили ухудшение ситуации на рынке медийной рекламы. <...> Ожидаем, что тенденции снижения темпов роста сохранятся и в IV квартале 2012 г.», – приводит Mail.ru Group его слова в официальном сообщении.

Зато компании удалось заработать на инвестициях в крупнейшую социальную сеть Facebook. В период с 9 по 25 октября Mail.ru Group снизила долю в соцсети с 1,34 до 0,75%. По словам представителя Mail.ru Group Ксении Чабаненко, на днях Mail.ru Group продала около 16 млн акций Facebook. Сумму сделки она не раскрывает. Близкий к продавцам источник сказал «Ведомостям», что акции продавались постепенно. Тем не менее компания воспользовалась ростом котировок Facebook, который был спровоцирован выходом удачного отчета за III квартал. Отчет вышел в минувший вторник, а на следующий день акции Facebook подорожали на 19% до $23,23. Если бы Mail.ru Group продала весь пакет вчера, то она выручила бы около $372 млн.

Котировки самой Mail.ru Group на Лондонской бирже выросли вчера на 3,9%.

В конце прошлого года исследовательская компания TNS изменила методику измерения аудитории телеканалов и начала учитывать нишевые каналы, благодаря чему объем рекламы на ТВ увеличился на 10%, говорит Чабаненко. А объем закупок медийной рекламы почти не изменился. Телеканалы, по словам Чабаненко, предложили хорошие условия на размещение рекламы и крупные рекламодатели (в основном из сегмента потребительских товаров) перераспределили рекламные бюджеты в пользу ТВ. Западные компании серьезно срезали бюджеты на рекламу из-за кризиса в Европе, говорит гендиректор агентства PR-Technologies Глеб Сахрай. Если телеканалы сделали им интересные предложения по цене, то это вполне могло повлиять на перераспределение бюджетов в пользу ТВ, согласен он.

Скорее всего, основной причиной слабых продаж медийной рекламы Mail.ru Group является общее ухудшение конъюнктуры в этом сегменте, считает предправления «Финама» Владислав Кочетков. Рекламодатели не хотят увеличивать бюджеты, а конкуренция за рекламодателя между разными площадками остается высокой, в том числе на уровне снижения цен и предоставления скидок, рассуждает он. Кроме того, похоже, что Mail.ru готова пожертвовать частью доходов ради удобства пользователя – она сокращает рекламные площади и пересматривает требования к новостным тизерам, что в ряде случаев снижает CTR (Click Through Rate, доля переходов по рекламной ссылке), продолжает Кочетков.

Миграция рекламодателей на ТВ не может произойти за месяц, тем более что новые измерения TNS доступны с начала года, сомневается аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина. Mail.ru Group, по ее мнению, не смогла убедительно объяснить замедление роста доходов от медийной рекламы. Вопрос в том, краткосрочное ли это замедление или речь идет о серьезном падении спроса на медийную рекламу в интернете, резюмирует Лепетухина.