«Акадо» собралась на африканский рынок

«Дочка» «Реновы» «Акадо» задумала экспансию на рынки широкополосного доступа ЮАР и Мозамбика. Лучше бы она сосредоточилась на развитии бизнеса в России, замечают аналитики

Провайдер широкополосного доступа (ШПД) и кабельного телевидения «Акадо», 67% акций которой принадлежит «Ренове», будет развивать бизнес в сфере интернет-доступа в двух африканских странах, следует из сообщения «Реновы». Ее партнером станет работающий в регионе оператор фиксированной и мобильной связи Afritel. Гендиректор Afritel Йохан Энгерберг это подтвердил.

«Ренова» и Afritel подписали договор о намерениях, «Акадо» ведет консультации с южно-африканскими партнерами – в апреле 2013 г. должен быть разработан бизнес-план, форма сотрудничества с африканским оператором, определен размер инвестиций, заявил «Ведомостям» президент «Акадо» Виктор Кореш. Назвать объем инвестиций, а также возможную долю «Акадо» или «Реновы» в новом южно-африканском операторе он затруднился.

Уровень проникновения ШПД в Южной Африке низок, потенциал спроса на него очень велик, считает Кореш. По его словам, этому способствует рост смежных отраслей экономики, в первую очередь добывающей и логистической. По данным южно-африканской World Wide Worx, на конец 2012 г. в ЮАР насчитывалось 8,2 млн пользователей как фиксированного, так и мобильного ШПД – с начала 2011 г. их количество увеличилось более чем в 2 раза. Проникновение ШПД в стране – чуть менее 16%. Для сравнения: по данным iKS-Consulting, в России проникновение фиксированного ШПД («Акадо» работает на этом рынке) составляло 25%.

Инвестиции в африканский проект могут составить «миллионы долларов», говорит источник, близкий к одной из сторон соглашения. Долг «Акадо» на начало 2011 г. составлял около $350 млн, рассказывали ранее источники «Ведомостей»; это более трех EBITDA компании за тот же год (более поздних данных нет). Сейчас «Акадо» скорее всего приходится тратить большую часть операционной прибыли на поддержание текущей деятельности, с ее ресурсами при экспансии без заемных средств не обойтись, считает директор по развитию телекомактивов группы «Мортон» Алхас Мирзабеков.

Лучше бы «Акадо» задумалась о развитии российских активов, а не об экспансии, рассуждает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков, бизнес «Акадо» в Москве стагнирует, в Екатеринбурге и Петербурге, где присутствует компания, также нет заметного притока новых абонентов. В 2012 г. по отношению к 2011 г. число абонентов фиксированного ШПД в России выросло на 13%, а число абонентов «Акадо» – только на 2%, указывает аналитик iKS-Consulting Ирина Якименко. В III квартале 2012 г. «Акадо» выпала из пятерки российских провайдеров ШПД, уступив место «Транстелекому»: к концу 2012 г. он обслуживал 930 000 подписчиков, а «Акадо» – 711 000, оценивает она.