Технологии
Бесплатный
Валерий Кодачигов
Статья опубликована в № 3348 от 21.05.2013 под заголовком: Tele2 роняет цены конкурентов

Как конкуренция снижает тарифы на мобильную связь

Уровень конкуренции в регионах России напрямую влияет на стоимость сотовой связи, доказало исследование Comnews Research. В частности, снижению тарифов во многом способствует региональная экспансия Tele2

Аналитики Comnews Research разделили абонентов на три группы по типу использования мобильной связи: те, кто звонит немного (в среднем 50 исходящих звонков в месяц), подписчики со средним уровнем потребления (около 120 звонков в месяц) и многоговорящие абоненты (300 звонков в месяц и больше). Абонентам, входящим в первую группу, выгоднее пользоваться услугами Tele2 – ее подписчики расходуют на мобильную связь в среднем 70,1 руб. в месяц, а дороже всего таким пользователям обходятся услуги екатеринбургского оператора «Мотив» (138,9 руб. в месяц), следует из отчета Comnews Research. Пользователям второй категории аналитики тоже рекомендуют подключаться к Tele2 (если она работает в их регионе): с таких абонентов оператор списывает в среднем 181,8 руб. в месяц. Самым дорогим для этой группы абонентов оператором Comnews Research сочла «Мегафон» (средний месячный счет – 312,1 руб.). А для многоговорящей аудитории наиболее доступными по цене аналитики назвали услуги екатеринбургского «Мотива» (813,8 руб. в месяц соответственно).

Comnews Research составила интегральный индекс российских регионов по размеру расходов абонентов на сотовую связь, приняв за единицу среднероссийскую стоимость разговоров. Основные факторы, определяющие расходы на сотовую связь в регионах, – уровень потребительских цен и количество работающих в регионе операторов: чем их больше, тем, как правило, ниже стоимость их услуг, объясняет аналитик Comnews Research Екатерина Ахальцева. Уровень потребительских цен в Москве самый высокий в стране, а GSM- и 3G-операторов в столице только три – отсюда и первое место в индексе, говорит она.

С июля 2012 г. (тогда Comnews Research также проводила мониторинг цен на мобильную связь) по апрель 2013 г. стоимость разговоров по сотовым телефонам снизилась в среднем на 13%. Важная причина этого – региональная экспансия четвертого по количеству российских абонентов оператора Tele2, уверена гендиректор Comnews Research Ирина Глухова. В пример она приводит Еврейскую автономную область, где Tele2 начала работать в ноябре 2012 г. Еще в середине 2012 г. этот регион занимал 13-е место в рейтинге Comnews Research с коэффициентом 1,26, а в апреле 2013 г. спустился на 80-е место (коэффициент – 0,85). С третьего на четвертое место спустилась Сахалинская область, с четвертого на седьмое – Магаданская: в этих регионах Tele2 включила сети в октябре 2012 г. Для всех регионов, где действуют самые дешевые тарифы для малоговорящих абонентов, характерно наличие четырех и более операторов, отмечает Глухова.

Представитель Tele2 Константин Прокшин согласен в выводами Comnews Research: в регионах, где работает много операторов, цены на сотовую связь существенно ниже, чем в тех, где конкуренция ограничена. По данным внутреннего опроса по итогам I квартала 2013 г., проведенного Tele2, ежемесячные затраты ее абонентов на связь на 22–47% ниже, чем у конкурентов, утверждает Прокшин.

Уровень цен в каждом регионе зависит от интенсивности конкуренции, не спорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Например, в Забайкальском крае тарифы одни из самых высоких в стране, так как долгое время на местном рынке присутствовали только МТС и «Мегафон», приводит она пример. Кроме того, уровень цен зависит от себестоимости предоставления услуг: на Дальнем Востоке она выше, чем в среднем по стране, потому и уровень цен выше среднего, объясняет Айбашева. Не согласна она только с выводами Comnews Research об уровне цен в конкретных регионах и у конкретных операторов: неясно, как методика исследования учитывает разнообразные скидки, тип тарификации, который также влияет на стоимость разговоров и др.

У МТС средняя стоимость минуты разговора оставалась стабильной на протяжении всего 2012 года – около 1 руб., что объясняется популярностью тарифов с бесплатными внутрисетевыми звонками, говорит представитель оператора Ирина Агаркова. Она уверена, что МТС проводит взвешенную ценовую политику, недаром у нее самый низкий уровень оттока абонентов среди операторов «большой тройки» (42,4% по итогам 2012 г.).

Представитель «Мегафона» Юлия Дорохина затруднилась прокомментировать исследование Comnews Research, отметив, что «Мегафон» наблюдает тенденцию к снижению стоимости мобильной связи. Основная причина этого – рост популярности услуг на базе передачи данных и дополнительных неголосовых сервисов, считает она. А представитель «Мотива» объясняет большой разброс тарифов в регионах различиями в стоимости межоператорских расчетов, размере эксплуатационных расходов, зарплат, которые операторы платят сотрудникам: например, на севере они в несколько раз выше, чем в Центральной России.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать