Доля Apple на рынке планшетников за год снизилась более чем на треть

Продажи конкурентов растут в разы, но американская компания сохраняет премиальный статус
С. Портер/ Ведомости

В III квартале 2013 г. доля Apple на мировом рынке планшетов составила 29,6% против 40,2% по итогам аналогичного периода 2012 г., следует из отчета IDC. В натуральном выражении отгрузки Apple iPad выросли всего на 0,6% до 14,1 млн. Весь рынок планшетов в III квартале 2013 г. по сравнению с июлем - сентябрем 2012 г. увеличился на 36,7% до 47,6 млн устройств. Рост обеспечили конкуренты: в III квартале 2013 г. отгрузки планшетов Samsung выросли на 123%, Lenovo - на 420,7%, Acer - на 346,3%. 29,6% - самая низкая доля Apple на рынке планшетов за всю его историю, констатирует IDC.

Скромные показатели Apple авторы отчета объясняют тем, что компания представила новинки не в начале года, а лишь недавно. Улучшить положение Apple на рынке может новый iPad Air и обновленный iPad mini, которые появятся в продаже в ноябре. Выводя на рынок две модели с диагональю дисплея 7,9 дюйма по цене $299-399 и две 9,7-дюймовые модели стоимостью $399-499, Apple пытается обратиться к нескольким покупательским сегментам, отмечает аналитик IDC Джитеш Убрани. В то же время текущие цены отражают стратегию Apple, направленную на сохранение премиального статуса, считает он.

Финансовый директор Питер Оппенхаймер отмечает рост спроса на iPad в Японии, России и на Ближнем Востоке. Apple удовлетворена продажами устройств в США и Канаде в преддверии школьного сезона, заявил он на телеконференции, посвященной финансовым итогам Apple в конце октября 2013 г.

По данным «Евросети», по итогам первых девяти месяцев 2013 г. доля iPad на российском рынке в натуральном выражении составила 19%. Получается, что по сравнению с тем же периодом прошлого года она сократилась более чем в полтора раза. Тогда доля iPad составляла 31%, в III квартале 2011 г. - 48%.

Если раньше на рынке планшетов было два ярко выраженных лидера - Samsung и Apple - и их совокупная доля составляла 56%, то сейчас она снизилась до 44%, передал «Ведомостям» директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Ужесточение конкуренции привело к снижению цен на эти устройства. По его словам, благодаря сильному маркетингу и лояльности потребителей Samsung удалось удержать долю на уровне 25% в количественном выражении. А в денежном выражении она выросла за год с 27 до 32%. По его словам, объемы продаж начали наращивать производители других брендов - Prestigio, Asus, Texet, Digma, Wexler. По данным «Евросети», за первые девять месяцев 2013 г. доля Prestigio выросла с 4 до 10%, Asus - с 5 до 6%. Эти компании выходят на рынок с качественной продукцией, с хорошим дизайном и функциональностью, цены у них ниже, чем у производителей-лидеров, объясняет Широков.

Снижение доли Apple связано с появлением огромного количества конкурентов, особенно в бюджетном сегменте, согласен представитель «М.видео» Антон Пантелеев. Бренды второго эшелона активно снижают цену на свои устройства, в случае с iPad это менее заметно, рассуждает он. При этом iPad остаются одними из самых популярных устройств в ценовом сегменте выше среднего, добавляет Пантелеев.

В розничной сети МТС продажи iPad растут на фоне общего роста продаж планшетов, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников.