"Мегафон" заблокировал sms-сообщения банков

Борьба оператора со спамом обернулась проблемами для его абонентов - клиентов крупных российских банков: им перестали поступать сообщения о финансовых операциях
М.Стулов/ Ведомости

С 5 ноября 2013 г. «Мегафон» полностью заблокировал sms-сообщения, рассылаемые его абонентам с неидентифицированных коротких цифровых и буквенно-символьных номеров, говорится в сообщении Альфа-банка. Под блокировку подпали также sms от банков. Из-за этого у абонентов «Мегaфона», пользующихся интернет-банкингом, возникли проблемы. В частности, люди перестали получать сообщения, в которых были указаны одноразовые пароли на вход в систему банка и на подтверждение операций. Но вскоре банк решил эту проблему, говорит его представитель.

О сложностях с отправкой sms через сеть «Мегафона» своих клиентов предупредил банк «Россия». О похожей проблеме сообщил и «ВТБ 24». По словам его представителя Артема Бочкарева, клиенты банка перестали получать sms из-за установки оператором системы защиты от спама. Проблема с доставкой коснулась примерно 7% sms-трафика Сбербанка, говорит представитель банка.

Как именно банки решили проблему, их представители не говорят. Банк «Россия» опубликовал на своем сайте сообщение, что теперь его служебные sms будут приходить не с короткого, а с обычного абонентского номера.

Некоторые компании столкнулись с проблемами при sms-информировании клиентов, но это не технический сбой в работе сети, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. По ее словам, виноваты некоторые sms-агрегаторы, не выполнившие условия рассылки сообщений абонентам компании. Оператор еще в сентябре сообщил партнерам, что будет рассылать абонентам sms с коротких и буквенных номеров, только если их отправитель заключил с оператором прямой договор или если сообщения проходят через агрегатора, у которого уже есть такое соглашение. А с 5 ноября «Мегафон» блокирует sms, приходящие в его сеть из сетей других операторов. Таким образом «Мегафон» стремится оградить своих абонентов от sms-спама, объясняет Дорохина.

Блокировка sms с нестандартных номеров других операторов - не единственная антиспамерская мера. В начале ноября «Мегафон» запустил собственный рекламный продукт, рассказывает Дорохина. Она обещает, что его тарифы будут понятными для рынка, а абоненты получат дополнительную защиту от спама.

Источник, близкий к «Мегафону», говорит, что в результате цены на sms-рассылки выросли на 20-30%. Это повышение коснется как раз sms от банков с информацией об операциях по пластиковым картам клиентов, рекламных рассылок, акций торговых сетей и т. п.

Tele2 тоже собирается закрыть свою сеть для sms с коротких и буквенных номеров с сетей других операторов, говорит представитель оператора Константин Прокшин. По его словам, sms-агрегаторам придется заключать с Tele2 прямой договор. Правда, повышать цены на рассылки компания не планирует, подчеркивает он.

Заключение прямого договора - лучший способ для тех, кто добросовестно отправляет sms по просьбе или с согласия клиентов, выполнить свои обязательства, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» понимает важность получения банковских транзакционных sms и не блокирует трафик, а призывает банки как можно скорее заключить прямые контракты. Будет ли «Вымпелком» менять тарифы на рассылки, она не сообщила. Эти тарифы и так сопоставимы с предложением «Мегафона», добавляет человек, близкий к «Вымпелкому».

У абонентов МТС нет проблем с доставкой sms от банков - она защищает клиентов от спама с помощью системы, которая блокирует такие рассылки, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

В данном случае опасен сам прецедент, поскольку заложниками действий оператора становятся клиенты банков, считает Бочкарев. Он полагает, что борьба со спамом должна вестись цивилизованными способами и в соответствии с законом.