Google хочет помочь газетам зарабатывать в интернете

Обучение издателей обойдется компании в 150 млн евро
У Google и европейских издателей непростые отношения/ D.Ruvic/ Reuters

Крупнейший в мире интернет-поисковик Google подписал соглашение о сотрудничестве с европейскими издательскими холдингами. Об этом сообщил президент по стратегическим партнерствам Google в Европе Карло д’Азаро Бьондо. Документ подписали британские Financial Times и The Guardian, немецкие FAZ и Die Zeit, голландская NRC Group, итальянская La Stampa, французская Les Echos, испанская El Pais.

Google хочет помочь издателям лучше зарабатывать в интернете. Для этих целей интернет-компания создала фонд Google Digital News Initiative размером в 150 млн евро ($164 млн). Средства будут вложены в проекты, связанные с улучшением продвижения рекламы в интернете и разработкой новостных приложений. При этом речь не идет о прямых выплатах издателям, следует из выступления д’Азаро Бьондо (его расшифровка опубликована в европейском блоге Google).

О каких конкретно совместных проектах с издателями идет речь, пока непонятно. Д’Азаро Бьондо говорит, что прежде всего речь идет о разработке продуктов. «Мы создадим рабочую группу вместе с издателями, которая будет изучать, какие именно продукты помогут увеличить выручку издателей, трафик на сайты СМИ и вовлечение аудитории», – объяснил он. Кроме того, Google обещает увеличить инвестиции в обучение журналистов и исследования. Google впервые предоставит европейским изданиям свой обучающий персонал, а также создаст программы обучения вместе с европейскими журналистскими организациями.

Также Google обещает больше инвестировать в исследование быстро меняющегося медийного рынка, будет делать это вместе с Институтом Reuters в Оксфорде. Компания создаст программы академических грантов для научных учреждений, которые захотят изучать развивающийся сегмент цифровой журналистики. Также часть средств фонда будет потрачена на гранты журналистам.

Поисковику грозит крупный штраф

Европейская комиссия ведет крупное расследование деятельности Google. 15 апреля она подала антимонопольный иск к интернет-гиганту: компания обвиняется в злоупотреблении монопольным положением на рынке поиска Евросоюза. Кроме того, чиновники начали отдельное расследование относительно бизнес-практик Google на мобильной платформе Android. В случае если будет доказана вина Google, Еврокомиссия имеет право наложить штраф на интернет-компанию в размере 10% от выручки. В 2014 г. Google заработал $66 млрд.

В течение последних лет отношения Google с новостями и новостной индустрией были омрачены непониманием, а иногда они и вовсе неправильно освещались, посетовал д’Азаро Бьондо. Но Google, по его словам, предоставляет издателям большие возможности: он дает им более 10 млрд посещений ежемесячно. В 2014 г. издатели заработали на рекламе Google $10 млрд, добавил он.

Представители издателей, подписавших соглашение с Google, не ответили на вопросы «Ведомостей».

В 2013 г. аналогичный фонд Google объемом 60 млн евро создал для урегулирования конфликта с французскими СМИ, которые оспаривали право поисковика публиковать в открытом доступе в Google News заголовки и фрагменты текстов их новостей. Более 50 проектов получили деньги из этого фонда, включая новое мобильное приложение французской газеты Le Monde, пишет WSJ.

У Google и европейских издателей непростые отношения. Владельцы многих европейских СМИ не раз обвиняли Google в том, что компания фактически паразитирует на их контенте, показывая его бесплатно пользователям своих новостных сервисов. Например, в 2006 г. один из судов Бельгии встал на сторону нескольких бельгийских газет и решил, что Google не имеет права размещать ссылки на их статьи в разделе Google News без платы или разрешения. После этого Google полностью исключил сайты этих газет из результатов поиска. Эта история закончилась мировым соглашением лишь в 2012 г.

В 2013 г. издатели газет во Франции и Германии тоже подняли этот вопрос и потребовали от своих правительств ввести налог на интернет-поисковики, если Google и другие поисковики не разрешат спор об авторских правах с издателями. А осенью прошлого года Google был вынужден закрыть свой сервис Google News в Испании: это произошло после того, как местный парламент принял закон, обязывающий агрегаторов новостей платить издателям за контент.

Самые суровые критики Google – немецкий издательский дом Axel Springer и News Corp. Руперта Мердока – не подписали соглашение с Google, отмечает FT. Д’Азаро Бьондо сообщил, что компания готова принять в консорциум и тех, кто еще не подписал соглашение.

В прошлом году около 200 издателей, в том числе Axel Springer, News Corp и WSJ, пытались отсудить у Google примерно 11% выручки, посчитав, что именно столько издатели недополучают из-за размещения их контента в Google News. Добиться успеха издателям не удалось: антимонопольная служба Германии не нашла оснований для расследования.