Автоматизированные абоненты потребляют все больше трафика

У МТС они генерируют 18% интернет-трафика корпоративных абонентов
Сферой наиболее активного применения М2М-решений остается мониторинг транспорта/ Д. Гришкин/ Ведомости

У «Мегафона» по итогам 2014 г. было примерно 1,5 млн sim-карт в корпоративном сегменте, говорит представитель оператора Анна Митина. За 2014 г. количество М2М-абонентов выросло на 152,6%. Данных за первое полугодие 2015 г. Митина не раскрывает, но напоминает, что летом 2015 г. «Мегафон» заключил контракт с РТИТС на подключение 2 млн sim-карт к своей М2М-платформе.

Согласно прогнозу Ericsson, к 2020 г. во всем мире будет использоваться около 50 млрд различных устройств и предметов, подключенных к мобильным сетям с помощью М2М-технологий.

В первом полугодии 2015 г. абоненты МТС M2M (machine-to-machine; sim-карты, встроенные в устройства, использующие мобильную связь для передачи данных автоматизированным платформам) генерировали 18% трафика от ее корпоративных пользователей, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Эта доля на 8 п. п. больше, чем год назад.

Количество проданных sim-карт для М2М-устройств выросло в первом полугодии 2015 г. на 20% год к году – до 3,2 млн штук, говорит Солодовников. Объем М2М-трафика увеличился год к году на 90% благодаря таким проектам, как умное страхование (см. врез): вырос не только объем потребляемого трафика, но и примерно на 30% увеличился среднемесячный счет всех M2M-абонентов МТС. Но сферой наиболее активного применения М2М-решений остается мониторинг транспорта: из общего объема телематических sim-карт МТС 45% задействовано в транспортной сфере, добавляет Солодовников.

Умное страхование

Страховые компании предлагают водителям скидку на свои услуги за аккуратное вождение: на автомобиль клиента устанавливается подключенное к мобильной сети устройство, которое отслеживает параметры вождения (резкость, скорость, соблюдение ПДД). При помощи приложения на смартфоне клиент может проверять, соблюдает ли он параметры вождения, и вовремя их корректировать. Аккуратное вождение обеспечивает клиентам некоторых страховых компаний скидку до 55%.

Остальные операторы «большой тройки» тоже отмечают рост М2М-трафика в корпоративном сегменте. Так, во II квартале 2015 г. число корпоративных клиентов «Вымпелкома», использующих М2М-решения, увеличилось год к году на 46%, а потребление трафика – на 28%, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Сейчас на «Вымпелком», по собственной оценке оператора, приходится около 30% выручки в сегменте М2М в России, утверждает она. Абсолютных цифр и данных за полугодие Айбашева не называет. «Вымпелком» развивает М2М-предложения для умных вещей, хотя наибольший спрос по-прежнему наблюдается в традиционных отраслях бизнеса – охране, энергетике, госсекторе, добавляет она.

Выручку от М2М-абонентов операторы не раскрывают. В 2012 г. среднемесячный счет одного М2М-абонента МТС составлял около 100 руб., говорил ранее источник в компании. В среднем по отрасли операторы зарабатывают на одной sim-карте в автоматизированном устройстве от 50 до 200 руб. в месяц в зависимости от отрасли, в которой она используется, рассказывал сотрудник одного из крупных операторов.

Сейчас сегмент М2М не такой большой, но в России он является самым быстро растущим на рынке мобильной связи, говорит гендиректор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. В 2015 г. объем рынка М2М превысит 3 млрд руб., а в последующие три года он вырастет в 2 раза, прогнозирует он. Сейчас М2М-абоненты приносят операторам около 3% выручки в корпоративном сегменте, но их доля будет расти, считает он. С ним соглашается директор по исследованиям IDC Елена Семеновская: в России рынок интернета вещей и М2М только развивается. То, что операторы уже фиксируют рост трафика, связанного с М2М, только подтверждает это. Доля рынка интернета вещей, связанная с затратами на связь, вырастет в этом году примерно на 20% год к году, прогнозирует она.