Доля пользователей мобильного интернета в абонентской базе «Мегафона» сократилась

Оператор объясняет это новой политикой учета абонентов
У «Мегафона» за три месяца стало на 2,2 млн абонентов больше во многом благодаря «Связному»/ А. Гордеев/ Ведомости

В III квартале 2015 г. «Мегафон» увеличил выручку от услуг мобильной связи на 1% до 69,3 млрд руб. Это произошло за счет роста выручки от передачи данных, который компенсировал падение доходов от голосовых услуг, говорит представитель компании. Мобильный интернет принес «Мегафону» в России в III квартале 2015 г. 21,3 млрд руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 24,4%.

Однако доля абонентов оператора, пользующихся мобильным интернетом, уже семь кварталов подряд колеблется в районе 38–40% (см. график), следует из его отчетности, а в III квартале 2015 г. она впервые сократилась год к году. По итогам III квартала 2015 г. у «Мегафона» было 28,54 млн дата-пользователей в России, говорится в отчетности оператора. Это на 6,29% больше, чем в аналогичном квартале прошлого года, но общая абонентская база росла еще быстрее – на 6,99% до 73,9 млн. В результате доля дата-пользователей от общего числа абонентов «Мегафона» сократилась год к году на 0,25 п. п. до 38,62%.

«Мегафон» с июля этого года изменил политику учета пользователей мобильного интернета, объясняет представитель оператора Юлия Дорохина. По ее словам, раньше компания считала абонентами мобильной передачи данных всех, кто купил пакеты с интернетом, даже если они не пользовались передачей данных. Теперь же компания считает только тех, кто реально использует мобильный интернет. Именно этим и объясняется небольшое снижение по показателям, считает Дорохина.

Однако падение темпов роста доли пользователей мобильного интернета у «Мегафона» началось не в III квартале, а раньше. До I квартала 2015 г. она росла на 2–3 п. п. в год, а в 2015 г. годовой рост не превышает 2 п. п. Снижаются и годовые темпы роста самой абонентской базы пользователей мобильного интернета – до IV квартала 2014 г. она росла двузначными темпами, а с конца прошлого года уже четвертый квартал подряд этот рост не превышает 10%.

Средние же показатели самих пользователей мобильного интернета увеличиваются. Так, средний объем трафика на одного абонента «Мегафона» (DSU) вырос в III квартале 2015 г. до 3186 Мб, увеличившись на 657 Мб, или на 26%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Увеличился и средний месячный счет на одного пользователя мобильного интернета (ARPDU): в III квартале 2015 г. он достиг 244 руб., что на 14,6% больше, чем в тот же период 2014 г. «Мегафон» отмечает, что это произошло благодаря росту потребления трафика и стимулированию передачи данных в роуминге привлекательными тарифными опциями.

Рынок мобильного интернета приближается к насыщению, считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: по его словам, проникновение мобильного интернета среди населения России – 68%, а среди активных sim-карт – 40%. К концу года мобильным интернетом в России будет пользоваться 100 млн человек, утверждает Анкилов. Он считает естественным процесс замедления темпов роста.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков называет замедление темпов роста «временным». Хотя насыщение уже велико, операторам есть куда расти, считает он: многие обладатели смартфонов не пользуются мобильным интернетом и нужно привлекать их к этому.

В апреле – июне 2015 г. МТС фиксировала снижение количества интернет-пользователей по сравнению с I кварталом 2015 г., но этот эффект был краткосрочным, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Это сезонный отток и связан с тем, что в конце прошлого года был ажиотажный спрос на гаджеты (а за ажиотажем всегда следует спад), объясняет Солодовников. Он говорит, что в годовом исчислении у МТС растет как общее число абонентов, так и количество интернет-пользователей. За III квартал МТС еще не отчитывалась.

Представитель «Вымпелкома», также еще не публиковавшего результаты за III квартал, отказался от комментариев.