Президент «Инкома» вложился в стартап PayQR

Сервис бесконтактной оплаты привлек 300 млн рублей
Президент и совладелец девелоперской компании «Инком» Сергей Козловский/ Д. Гришкин/ Ведомости

Президент и совладелец девелоперской компании «Инком» Сергей Козловский инвестировал 300 млн руб. (по сегодняшнему курсу ЦБ это $3,93 млн) в российский стартап бесконтактных платежей PayQR. Об этом «Ведомостям» сообщил один из сооснователей стартапа Вячеслав Семенчук и подтвердил представитель «Инкома». Полученную Козловским долю ни он, ни Семенчук не раскрывают. Источник в «Инкоме» знает, что речь идет не о деньгах компании, а о личных средствах Козловского. Семенчук подтвердил, что компания взаимодействует с Козловским как с частным инвестором.

PayQR позволяет расплачиваться без банковских карт и наличных при помощи так называемого QR-кода – черно-белого квадрата со специально закодированной информацией. Клиент устанавливает на свой гаджет приложение PayQR, регистрируется в системе PayQR и указывает номер своей банковской карты (сейчас доступны Visa и MasterCard, но в будущем PayQR планирует подключить и российскую карту «Мир»), рассказывает Семенчук. Оплатить покупки при помощи этого приложения он может в магазинах, заключивших договор с платежным сервисом.

Для этого магазин должен заполнить договор с PayQR и затем выставлять к оплате либо распечатанный на бумаге, либо выведенный на экран смартфона или планшета код. И пользователю останется считать его с помощью своего устройства и подтвердить транзакцию.

Сейчас к сервису подключилось несколько сотен компаний, говорит Семенчук. Число пользователей-клиентов он не раскрывает. Приложение доступно для устройств на базе iOS, Android и Windows. По данным магазина приложений Google Play, версию для Android скачали от 10 000 до 50 000 пользователей.

По словам Семенчука, PayQR зарабатывает на комиссии с транзакции, компания планирует выйти на окупаемость через полтора-два года.

Это не первое вложение: Семенчук говорит, что в 2014 г. PayQR привлекла около $1,5 млн от инвестора, чье имя не раскрывается.

Платежные сервисы прибыльны только в масштабах не менее 1000 торговых предприятий и 1 млн пользователей, рассуждает исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова. По ее мнению, компании придется быстро привлекать партнеров и клиентов и одновременно совершенствовать технологию, для которой уже есть аналоги.

В 2014 г. Apple запустила в США собственную платежную систему Apple Pay после выхода на рынок iPhone 6. Система позволяет хранить на мобильном устройстве информацию о кредитной или дебетовой карте клиента. Гаджет взаимодействует с платежным терминалом с помощью технологии ближней бесконтактной связи (NFC), что ускоряет процесс оплаты. Семенчук обещает, что в 2016 г. в PayQR тоже появится оплата с помощью NFC. На NFC-платежах компания планирует зарабатывать так же, как и на PayQR, – взимая комиссию с платежа.