Статья опубликована в № 4024 от 29.02.2016 под заголовком: Почти реальность

Наступивший 2016 год может пройти под знаком виртуальной реальности

На этом рынке все больше устройств, и они становятся все дешевле

Виртуальная реальность станет новой социальной платформой, которая изменит мир, сообщил неделю назад на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг. Именно поэтому Facebook инвестирует в виртуальную реальность на такой ранней стадии: компания хочет стать оператором такого рода социального взаимодействия, рассказал он.

Разговоры о виртуальной реальности идут уже давно, но только в прошлом году на прилавках магазинов появились первые устройства для ее создания ­– от Google, Samsung и Fibrum. Но по-настоящему прорывным для отрасли должен стать нынешний год, считают эксперты. В 2016 г. гаджеты для воспроизведения ВР запустят в массовую продажу еще как минимум три производителя – Oculus (принадлежит Facebook), Sony и HTC. По подсчетам аналитиков Juniper Research, уже в 2016 г. продажи устройств виртуальной реальности составят 3 млн шт., а к 2020 г. их будет продано в 10 раз больше – 30 млн. К этому времени, ожидают эксперты Juniper Research, выручка от продаж устройств для виртуальной реальности составит $4 млрд. А вместе с доходами от продаж софта, разработанного специально под виртуальную реальность, рынок достигнет $70 млрд, прогнозируют аналитики TrendForce.

Виртуальная реальность как мечта

В 1960 г. кинематографист Мортон Хейлиг разработал устройство Sensorama, способное показывать «кино будущего». Оно представляло собой аппарат, внешне напоминающий фотобудку. Садясь в него, человек видел фильм, эффект присутствия в котором достигался при помощи тряски, шума, ветра и запаха.

Термин «виртуальная реальность» появился позже, в 1980-х гг., благодаря разработчику и футурологу Джарону Ланье. Ныне сотрудник Microsoft, один из разработчиков системы Kinect (бесконтактного игрового контроллера, позволяющего управлять игрой голосом и жестами), тогда Ланье работал в лаборатории виртуальной реальности производителя игр Atari. Его занимала идея игр с полным погружением, и он вел разработки в этой области.

После того как лаборатория закрылась, в 1984 г. Ланье основал собственную компанию Visual Programming Language Research (VPL Research), разработавшую основные приспособления виртуальной реальности – перчатки и очки, позже эволюционировавшие в шлем. Однако компания довольно быстро обанкротилась и закрылась.

В 1990-х гг. различные игровые компании, такие как Sega и Nintendo, выпускали устройства и игры виртуальной реальности, но они также не получили широкого распространения из-за невысокого качества и количества софта, совместимого с ними.

Эпоха Oculus

Новая эпоха устройств виртуальной реальности началась в 2010–2011 гг., когда студент Калифорнийского университета Палмер Лаки, подрабатывавший ремонтом iPhone, создал первый прототип шлема виртуальной реальности Oculus Rift. На одной из отраслевых выставок видеоигр Лаки повстречал разработчика компьютерных игр Quake и Doom Джона Кармака из компании id Software и предложил ему один из своих прототипов для выпуска адаптированной под виртуальную реальность игры Doom 3. На следующей выставке в 2012 г. демоверсия игры Doom 3 была представлена уже с помощью шлема Rift. Брендан Айрайб, директор по дистрибуции компании Gaikai, под впечатлением от эффекта реальности, который создавал шлем, предложил инвестировать в проект по разработке устройства. Так было положено начало созданию компании Oculus VR.

Проект за короткий срок собрал на краудфандинговой платформе Kickstarter $2,5 млн вместо запланированных $250 000. К июню 2013 г. в Oculus VR было инвестировано $16 млн, а вся компания оценивалась уже в $30 млн. Еще через полгода стоимость выросла до $300 млн, а в 2014 г. компанию Oculus VR за $2,4 млрд приобрел Facebook Цукерберга. Пока что Oculus выпускает устройства для разработчиков софта. Массовый запуск нового Oculus Rift намечен на 28 марта 2016 г., цена на устройство по предзаказу составит $599.

Витает в воздухе

Все это время разработкой занимались, конечно, не только Oculus. В 2013 г. стало известно, что над созданием шлема виртуальной реальности работает компания Sony. В марте 2014 г. компания представила систему под названием Project Morpheus VR, заявив, что работает над ней с 2010 г. Массовые продажи начнутся уже в этом году, точная дата старта пока не известна. Sony уже выпускала очки виртуальной реальности Sony HMZ-T3. Они подключались к смартфону по кабелю и служили в основном для просмотра фильмов.

Не только развлечения

Очки виртуальной реальности будут полезны, например, для обучения ремонту ядерного реактора, говорит гендиректор SAP Labs Дмитрий Армяков. Предоставить доступ к реактору невозможно, но с помощью очков можно смоделировать реальную картинку.

В 2015 г. свой прототип шлема виртуальной реальности представила HTC – он будет называться HTC Vive, стоить $799 и появится в продаже в апреле 2016 г., но предварительные заказы на него открываются сегодня, 29 февраля. Хотя он будет стоить на $200 дороже Oculus Rift, набор будет включать в себя два контроллера и ушные вкладыши.

Интерес к технологии проявляет и корпорация Apple. В феврале 2016 г. стало известно, что она сформировала крупное подразделение из специалистов по виртуальной реальности. Они уже занимаются созданием прототипов пользовательских устройств в этом сегменте.

Перед запуском собственной модели Oculus VR успела посотрудничать с производителем электроники Samsung. Устройства Samsung – беспроводные очки Gear VR – с осени прошлого года уже появились на полках магазинов. Gear VR работают в паре с флагманскими моделями смартфонов Samsung: запуская специальные приложения на смартфоне, можно играть, смотреть концерты и различные шоу с эффектом присутствия, а также участвовать в виртуальных экскурсиях по разным городам. В России устройство стоит 7999 руб., в мире стоимость начинается от $99.

По схожему с Gear VR принципу работает и устройство, разработанное Google, – Cardboard. Шлем, который продает компания, собирается по специальной схеме из картона, оптических линз, магнита и застежек-липучек, а также вставленного в него смартфона на операционной системе Android, iOS или Windows Phone с заранее установленным приложением.

Импортозамещение реальности

Российская компания Fibrum, созданная Ильей Флаксом и Филиппом Генсом (сын президента ГК «Ланит» Георгия Генса), создает устройства и софт для виртуальной реальности. Шлемы Fibrum работают с любыми смартфонами на базе Android, iOS или Windows Phone с диагональю экрана от 4 до 6 дюймов, рассказывает представитель компании Алексей Свирский. С августа 2015 г. они продаются в российских магазинах и через интернет по цене от 6999 руб.

Fibrum также разработала 26 собственных приложений виртуальной реальности, которые скачали уже более 5 млн пользователей по всему миру, рассказывает Свирский: это аттракционы, игры и приложение, которое позволяет просматривать любое видео (обычное или 3D), создавая эффект присутствия в кинотеатре. В 2016 г. компания планирует расширить базу контента и дополнить ее в том числе образовательными приложениями. Свирский отмечает, что приложения Fibrum совместимы не только со шлемом компании, но и с другими аксессуарами, поддерживающими виртуальную реальность.

Цена обеспечивает прорыв

Устройства виртуальной реальности, работающие со смартфоном, изменили рынок, считает руководитель направления «Аксессуары» компании «М.видео» Максим Гусев. По его мнению, именно они станут главной причиной роста продаж устройств виртуальной реальности в 2016 г.

С середины 2015 г. на прилавках магазинов помимо устройств от Samsung появились модели, поддерживающие любые смартфоны – Fibrum, Homido и прочие менее известные бренды, рассказывает Гусев. Именно тогда начался рост в этой категории, считает он. Гусев отмечает, что продажи этих устройств серьезно выросли уже в новогодние праздники с 2015 на 2016 г. Это дает основание полагать, что сам 2016 год, возможно, будет годом очков виртуальной реальности, прогнозирует Гусев.

По словам Гусева, в сети «М.видео» за неделю продаются сотни устройств, а месячная выручка от их продаж исчисляется миллионами рублей. По его мнению, продажам способствует в том числе низкая цена. До появления шлемов нового поколения продавались очки, ориентированные в основном на просмотр фильмов, как в кинотеатре (это Sony HMZ и Epson). Их стоимость превышала 30 000 руб.

По выручке от продаж пока лидирует Samsung, рассказывает Гусев. Однако очки, которые поддерживают смартфоны как на Android, так и на iOS, быстро набирают обороты и уже в ближайшее время могут обогнать Samsung благодаря большей совместимости со смартфонами, прогнозирует он. Цены на них сейчас уже начинаются от 4990 руб.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать