МТС увеличивает отрыв от конкурентов по мобильной выручке и OIBDA

Аналитики считают это следствием качества ее абонентской базы
МТС все больше опережает конкурентов по мобильной выручке и OIBDA/ С. Портер/ Ведомости

За последние два года МТС увеличила отрыв от других операторов «большой тройки» по показателям российской мобильной выручки и OIBDA, следует из отчетности операторов. По итогам 2015 г. МТС выручила от мобильного бизнеса в России на 31,1 млрд руб. больше, чем «Мегафон», и на 74,2 млрд руб., чем «Вымпелком». По итогам 2013 г. разрыв составлял соответственно 15,5 млрд и 43,5 млрд руб., т. е. он увеличился за два года более чем в полтора раза.

Показатели OIBDA «Мегафона» и «Вымпелкома» по итогам 2013 г. были меньше, чем у МТС, на 25,3 млрд и 36,3 млрд руб. соответственно, а в 2015 г. отрыв МТС составляет уже 32,9 млрд руб. – от «Мегафона» и 56 млрд руб. – от «Вымпелкома».

Укреплением лидерства МТС обязана своей стратегии продвижения услуг передачи данных через собственную розницу, уверен аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. МТС и раньше фокусировалась на развитие розницы, а в 2015 г., уйдя из «Связного», оператор активизировал его, отмечает аналитик. Кроме того, у МТС самый низкий показатель оттока абонентов. Это также можно считать результатом розничной стратегии, ведь абоненты, пришедшие через собственную розничную сеть оператора, как правило, лояльнее, рассуждает Либин.

На протяжении нескольких лет МТС демонстрировала наименьший отток среди «большой тройки», соглашается аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Он объясняет это во многом тем, что с 2013 по 2015 г. в результате конфликта «Вымпелкома» и «Мегафона» со «Связным» МТС продавала контракты в этом ритейлере фактически единолично. Сейчас же ставка на монобрендовые магазины может пошатнуть лидерство МТС, с весны 2015 г. прекратившей сотрудничество со «Связным», предполагает аналитик. МТС будет терять свое преимущество по оттоку, поскольку присутствие в мультибрендовой мобильной рознице позволяет привлекать более качественные контракты, чем монобрендовые салоны, считает Нигматуллин. Поэтому сейчас «Вымпелком» и «Мегафон» будут подключать больше качественных абонентов с низким оттоком и с высоким ARPU (средняя выручка в расчете на абонента) и начнут догонять МТС по ключевым операционным показателям, прогнозирует он.

Сравнительно более высокую эффективность российского бизнеса МТС Нигматуллин объясняет тем, что ее капитальные вложения были больше, чем у конкурентов. МТС направляет больше денег на строительство сетей, хотя в процентах от выручки все игроки «большой тройки» тратят примерно одинаково, говорит Нигматуллин.

Аналитик Газпромбанка Сергей Васин объясняет лидерство МТС правильной маркетинговой стратегией, качеством мобильной сети, а также высоким качеством абонентов. У МТС традиционно были более доходные абоненты, чем у «Вымпелкома» и «Мегафона», и в кризис эти абоненты не бросили пользоваться связью, объясняет Васин. Несмотря на попытки «Мегафона» отвоевать у МТС часть корпоративных и дорогих клиентов, МТС укрепила лидерство, из чего можно сделать вывод, что большая часть «богатых» абонентов осталась именно у нее, отмечает аналитик.

Успешность бизнеса определяется, с одной стороны, правильным балансом между интересами акционеров и компетенциями менеджмента, а с другой – выбором и последовательным внедрением правильной стратегии, передал через пресс-службу президент МТС Андрей Дубовсков. В реализации стратегии, по его словам, важно проявлять гибкость: «Бывает и так, что ты делаешь шаг вперед и два назад, главное, чтобы ты не делал шаг, не отвечающий духу избранного пути». Качество менеджмента как раз и заключается в том, чтобы суметь понять, где компромисс возможен и нужен, а где он будет фатален, заключает Дубовсков.

«Мегафон» стремится к эффективному росту, а не к получению краткосрочных результатов любой ценой, говорит его представитель Юлия Дорохина. Выручка «Мегафона» от мобильной передачи данных (основного драйвера бизнеса) стабильно растет, в прошлом году рост составил 19%. Кроме того, у компании в 2015 г. была самая высокая рентабельность по OIBDA среди российских операторов – 42,8%, замечает она. Этого удалось добиться за счет системного контроля над ростом расходов, а также финансовой дисциплины, сказала Дорохина.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев.