Mail.ru оценила затраты на реализацию законопроекта Яровой в $1,2-2 млрд

Это в два-три раза больше годовой выручки компании
Лишь для одной Mail.ru Group разовые капитальные затраты на реализацию проекта составят $1,2-2 млрд/ Е.Разумный / Ведомости

Mail.ru Group оценила, во сколько ей обойдется реализация законопроекта о хранении данных пользователей, разработанного депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, следует из внутренних материалов группы (копия есть у «Ведомостей»). Проект Яровой, который Госдума планирует рассмотреть в эту пятницу, обязывает операторов связи и интернет-компании хранить данные их клиентов в течение полугода и предоставлять их правоохранительным органам. Это часть так называемого антитеррористического пакета поправок, в нем речь идет о необходимости хранения всех данных – звонков, переписки и файлов, которыми обмениваются пользователи.

Лишь для одной Mail.ru Group разовые капитальные затраты на реализацию проекта составят $1,2-2 млрд, что примерно в три раза выше годовой выручки группы, говорится в документе. Выручка Mail.ru Group в 2015 г. составила 36,3 млрд руб. ($592 млн по среднегодовому курсу ЦБ), следует из ее годового отчета. Кроме того, компания ожидает, что ее дополнительные операционные издержки каждый год составят примерно $80-100 млн. Еще $35-40 млн потребуется для доработки программного обеспечения, которое необходимо для хранения пользовательской информации.

Представитель Mail.ru Group не стал комментировать содержание документа. Однако о существовании такой бумаги знает источник в структурах бизнесмена Алишера Усманова (он контролирует Mail.ru Group). Источник в группе говорит лишь, что расходы операторов связи на внедрение системы хранения данных составят 3,9 трлн руб. Примерно столько же потратят и интернет-компании, считает он.

Mail.ru Group и «Яндекс» – две крупнейшие по выручке компании рунета. Представитель «Яндекса» пока не смог предоставить комментарий. Если проект станет законом, интернет-компаниям «придется увеличить число серверов и подумать о перестройке внутренней инфраструктуры», говорил он ранее.

Для Mail.ru Group общий срок доработки информационных систем, позволяющей обеспечить выполнение требований законопроекта, составляет 3-5 лет, говорится в документе группы. Законопроект Яровой предусматривает необходимость хранения информации на территории России. Только для Mail.ru Group для этих целей потребуется дополнительно 4500 стоек в дата-центрах, а таких мощностей в стране нет. Кроме того, минимальный срок строительства дата-центра такого масштаба составит 3-4 года, то есть получается, что до его завершения законопроект о хранении данных не может быть реализован, считает компания.

Бессмысленное хранение

Проект Яровой также обязывает интернет-сервисы предоставлять органам госбезопасности ключи к шифрам, которыми шифруется трафик и сообщения пользователей. Сейчас существует два основных вида шифрования трафика: «шифрование канала» и «end-to-end» шифрование, говорится в документе Mail.ru Group. Шифрование каналов достигает 35-65% от всего трафика. «End-to-end» шифрование используется реже, но бурно развивается: его уже применяют, например, мессенджеры Whatsapp и iMessenger. При «шифровании канала» содержание сообщения доступно интернет-сервису, но недоступно оператору связи. При «end-to-end» шифровании содержание доступно только отправителю и получателю и недоступно ни оператору связи, ни интернет-сервису. Это делает реализацию нормы технически невозможной. Это приведет к бессмысленному хранению информации, большая часть которой не сможет быть расшифрована, резюмирует компания.

Также в документе компания подробно описывает негативные последствия новой законодательной инициативы для рынка. Эффективные затраты несоразмерны даже для крупных игроков индустрии (превышают годовую выручку) и будут неподъемными для средних и мелких компаний, говорится в документе. Также эти издержки уменьшат налогооблагаемую базу налогоплательщиков, что приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

Ранее в том же духе высказались представители крупнейших операторов связи, оценившие свои затраты на реализацию законопроекта в триллионы рублей. Консервативнее всех оказались оценки «Мегафона» и «Вымпелкома». Представитель «Вымпелкома» оценил создание всей системы сбора, идентификации и хранения информации примерно в 2 трлн руб., а расходы каждого оператора (включая себя) – не менее чем в 200 млрд руб. «Мегафон» предположил, что строительство новых дата-центров обойдется ему в 230 млрд руб.

Впрочем, это значительно больше чистой прибыли компании, что означает, что она не сможет платить налог на прибыль. МТС оценила свои затраты на реализацию законопроекта Яровой в 2,2 трлн руб. Это затраты не только на ЦОДы, но и на умощнение сетей, создание системы съема и индексации трафика. Представитель МТС сообщил, что в такой ситуации компания не сможет платить налог на прибыль «в течение ста лет».