Доля смартфонов в продажах мобильных устройств растет все медленнее

Часть пользователей по-прежнему предпочитает кнопочные аппараты
Телефоны перестали умнеть/ М. Стулов/ Ведомости

Доля кнопочных телефонов в продажах розницы «Мегафона» ежемесячно снижается, но всегда есть покупатели, которых привлекают их простота, надежность и длительный срок работы батареи, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. Такие устройства часто покупают детям в летние лагеря, а также в качестве второй трубки на дачу, поэтому летом продажи таких устройств, как правило, растут на 10–15%, отмечает она. На конец II квартала 2016 г. доля интернет-устройств (в первую очередь смартфонов, а также планшетов и модемов) в сети «Мегафона» составила 55%, говорит Дорохина.

Кнопочные телефоны в первом полугодии 2016 г. заняли 31,3% российского рынка мобильных аппаратов, следует из материалов компании – партнера нескольких сотовых ритейлеров. Их доля в продажах за тот же период прошлого года была лишь на 3,3 п. п. выше. С этими данными согласна представитель «М. Видео» Валерия Андреева.

По данным «Евросети», доля кнопочных сотовых телефонов в продажах в первом полугодии уменьшилась на 4 п. п. до 31%. При этом год назад за тот же период ее сокращение составило 6 п. п., а за первые шесть месяцев 2014 г. – 17 п. п.

По данным «Связного», активное замещение кнопочных телефонов смартфонами шло в 2012–2014 гг. – за это время доля кнопочных аппаратов в продажах сократилась с 77 до 38%. Но затем его темпы снизились: по данным ритейлера, в первом полугодии 2016 г. доля обычных сотовых телефонов в продажах составила 30% против 35% годом ранее.

Покупатели отчасти сохраняют верность кнопочным моделям в силу привычки, говорит Андреева.

Хотя смартфоны и дешевеют, сегмент кнопочных телефонов не умрет еще долго – кто-то предпочитает носить с собой или брать в поездку, а также покупать детям или родителям простое устройство для звонков и с функцией будильника, считает представитель «Евросети» Ульяна Смольская.

Дешевые кнопки

По данным «Связного», в первом полугодии 2016 г. обычный мобильный телефон в России стоил в среднем около 1700 руб., а смартфон – около 12 000 руб.

Многие из тех, кто хотел купить умный телефон, уже сделали это, так что дальнейшее замещение смартфонами кнопочных телефонов будет идти более медленными темпами, считает представитель «Связного» Сергей Тихонов.

Стабилизация долей продаж смартфонов и кнопочных телефонов для операторов может означать замедление темпов роста выручки от услуг мобильного интернета, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но влияние этой стабилизации, скорее всего, невелико: ведь пользователи кнопочных телефонов одновременно могут быть пользователями планшетов или usb-модемов, рассуждает он.

Замедление темпов роста доли смартфонов в продажах мобильных устройств напрямую мало влияет на потребление мобильного интернета, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. С одной стороны, есть владельцы кнопочных телефонов, активно пользующиеся планшетами, генерирующими дата-трафик, а с другой – достаточно много владельцев смартфонов используют их только для звонков и sms и не пользуются мобильным интернетом, рассказывает он. Ранее вице-президент МТС Василь Лацанич рассказывал, что около 30% покупателей смартфонов в розничной сети оператора не включают (по крайней мере сразу) услугу передачи данных.

По итогам I квартала 2016 г. смартфоны составляли около 45% мобильных устройств в сети «Вымпелкома» (на 20% больше, чем годом ранее), говорит представитель оператора Анна Айбашева. Кнопочные телефоны в основном покупают люди старшего поколения, мигранты и те, кому нужен второй аппарат в дополнение к смартфону, утверждает она. Чтобы стимулировать этих абонентов пользоваться смартфонами, оператор проводит совместные с производителями промоакции, предлагает льготные тарифы, пользоваться которыми имеет смысл только на смартфонах, рассказывает она.