Статья опубликована в № 4339 от 09.06.2017 под заголовком: Московские люки дошли до суда

Московская мэрия требует признать часть канализации МГТС бесхозной

Чиновники хотят сами распоряжаться подземными коммуникациями

Департамент городского имущества столицы пытается через Арбитражный суд Москвы аннулировать право собственности МГТС на часть объектов недвижимости. Он подал 20 исков об аннулировании имущественных прав к оператору, московскому управлению Росреестра и его структуре, Федеральной кадастровой палате. Мэрия требует признать бесхозной кабельную канализацию, следует из документации к некоторым искам. Их рассмотрение назначено на июнь-июль 2017 г.

В 2016 г. аналогичный иск к МГТС в арбитражный суд подала другая структура московского правительства – департамент информационных технологий (ДИТ). В нем ДИТ оспаривает регистрацию прав МГТС на более чем 48 км кабельной канализации. По мнению чиновников, в ходе приватизации в 1990-х гг. МГТС на законном основании получила чуть менее 200 м этой канализации – а потом построила остальные несколько десятков километров коммуникаций на предоставленном Москвой земельном участке и зарегистрировала на себя. Право собственности МГТС на спорную канализацию было зарегистрировано без проверки документов, устанавливающих это право, утверждают московские чиновники. Они сочли, что это помешало им поставить спорный объект на учет как бесхозный, чтобы потом зарегистрировать его как собственность города. МГТС же считает всю эту канализацию своей законной собственностью.

«Москапстрой» построил канализацию на земельном участке, предоставленном городом, но ДИТ не представил доказательств, что строительство финансировалось из бюджета Москвы, следует из материалов суда. Правда, даже если бы такие доказательства были, то из этого не следовало, что город стал собственником канализации, замечает суд. Он отказал в иске, решив, в частности, что признать канализацию, которой МГТС владеет более 10 лет, выплачивая при этом налог на недвижимость, бесхозной нельзя.

Почем перенос

100 млрд руб. примерно столько должны будут потратить операторы, чтобы перенести все воздушные провода в московскую кабельную канализацию. Во столько оценили расходы в 2016 г. в письме мэру Москвы Сергею Собянину гендиректора «Мегафона», NetByNet, «Вымпелкома» и «Комкора»

Между Москвой и МГТС идет активное взаимодействие для разрешения сложившейся ситуации, уверяет представитель МГТС Татьяна Мартьянова и объясняет ее особенностями законодательства, действовавшего в 1990–2000 гг. Являясь крупнейшим в Москве владельцем кабельной канализации, МГТС долго оставалась единственной структурой, которая обладала необходимыми для ее обслуживания ресурсами, уверяет Мартьянова.

По оценке ДИТа, на май 2016 г. бесхозны были 40 000 объектов инфраструктуры связи, построенных с конца 1990-х гг. за счет городского бюджета. Еще примерно 15 000 канализационных объектов управляло казенное предприятие «Межотраслевой производственно-технический центр» (МПТЦ), подведомственное ДИТу. Такое положение сложилось из-за несовершенства действующей в Москве нормативно-правовой базы, а также благодаря МГТС и «Мостелекому» (с 2013 г. принадлежит «Ростелекому»), которые фактически возложили на себя функции государственных эксплуатирующих предприятий, говорилось в материалах московского правительства.

МГТС и «Ростелеком», принимая от строительных организаций канализацию во временную эксплуатацию, получают и техническую документацию на нее, объясняли ранее сотрудник структуры московского правительства и человек, близкий к работающему с мэрией оператору. Без этой документации московские власти просто не знают о существовании объекта и не могут зарегистрировать права на него. В результате бюджет недополучает сотни миллионов рублей ежегодно, рассказывал ранее «Ведомостям» сотрудник мэрии.

Обострение борьбы за контроль над московской кабельной канализацией может быть связано с планами демонтажа воздушных линий связи в столице, не исключает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его мнению, в ситуации, когда городские коммуникации поделены между несколькими крупными компаниями, создание городом своего инфраструктурного оператора было бы логичным. Если бы такая структура предложила операторам доступ в канализацию по разумным тарифам, а не заставляла бы их строить ее и самостоятельно искать арендодателей, демонтаж воздушных линий прошел бы менее болезненно для провайдеров и абонентов, считает Кусков.

Представитель московской мэрии не ответил на вопросы «Ведомостей». Представитель Росреестра отказался комментировать иски.