Операторы стали продавать меньше смартфонов

Это связано с высокими продажами в 2016 году, сокращением розницы и окончанием ценовой войны
Даже после закрытия 475 магазинов у МТС самая большая сеть сотовых салонов в России / Андрей Гордеев/ Ведомости

Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» также говорят о снижении продаж смартфонов в их розничных сетях в начале года. Сказывается эффект высоких продаж I квартала 2016 г., когда «Вымпелком» проводил совместные с вендорами промоакции на бюджетные смартфоны, отмечает представитель оператора Анна Айбашева.

Розница МТС за I квартал 2017 г. продала на 7,4% меньше смартфонов, чем за тот же период годом ранее, следует из отчета оператора. Выручка от этих продаж при этом выросла на 5,8%. Абсолютные цифры в отчете МТС не раскрывает. В пресс-релизе за I квартал МТС говорилось, что оператор продал за этот период телефонов и аксессуаров на 10,3 млрд руб., тогда как годом ранее – на 10,1 млрд руб.

В начале 2016 г. в рознице МТС был экстремальный рост продаж – из-за скидок на смартфоны Samsung и обратных субсидий (средств, возвращающихся на счет абонента при покупке телефона), отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Тогда продажи смартфонов год к году в целом в России выросли на 4,3%, тогда как рост продаж в рознице МТС составил 43%, в деньгах рост рынка составил 31%, в рознице МТС – 96%, вспоминает он. Сейчас же покупатели стали чаще приобретать более дорогие аппараты, срок службы которых, а следовательно, и замены дольше, объясняет Солодовников. По его словам, за год средняя цена аппаратов, продающихся в МТС, выросла на 14,3%.

В I квартале 2017 г. в рознице «Мегафона» продажи смартфонов в штуках снизились на несколько процентов, но при этом средняя цена проданного устройства выросла на 23%, говорит его представитель Юлия Дорохина. По сравнению с 2016 г. клиенты стали покупать более дорогие устройства, утверждает она. Ранее Дорохина также говорила, что за I квартал 2017 г. «Мегафон» закрыл более 400 салонов связи, сократив розницу на 10%.

В «Связном» продажи смартфонов в I квартале 2017 г. выросли на 8% год к году, говорит его представитель Сергей Тихонов. Это связано с маркетинговыми акциями, которые компания проводила в начале 2017 г., увеличением предложений потребительского кредитования, неснижающейся популярностью iPhone, а также с возвращением в розничную сеть смартфонов Samsung, перечисляет он.

Продажи смартфонов в «М.видео» в I квартале 2017 г. выросли в штуках примерно на 6% – на росте продаж благотворно сказываются выгодные кредитные предложения и промоакции, отмечает ее представитель Валерия Андреева.

Спада не видно

По данным компании – партнера нескольких ритейлеров, достоверность которых ранее подтвердили несколько участников рынка, продажи смартфонов в России в I квартале 2017 г. выросли год к году на 8,8% примерно до 6,2 млн устройств. Выручка от их продаж увеличилась почти на 9,7% до 77 млрд руб.

Спад продаж в салонах МТС в начале 2017 г. связан со значительным сокращением их количества, в свою очередь считает менеджер одной из розничных сетей. Кроме того, в начале 2016 г. в крупнейшие российские сотовые сети вернулись смартфоны Samsung, якорным продавцом которых ранее была МТС, утверждает этот человек. Спад продаж связан с тем, что у МТС кончилась монополия на Samsung, согласен источник в одном из операторов. Солодовников уверяет, что сокращение продаж смартфонов не связано ни с Samsung, ни с сокращением розницы.

МТС стала крупнейшим продавцом мобильных устройств Samsung после начала ценовой войны весной 2015 г. Тогда оператор начал продавать в своих салонах смартфоны (главным образом Samsung) по ценам, близким к себестоимости, чтобы обеспечить посещаемость салонов. Компания также начала увеличивать количество своих салонов связи. В ответ летом 2015 г. «Евросеть», «Связной», «Мегафон» и «Вымпелком» отказались от продаж смартфонов Samsung.

В августе 2016 г. Samsung, доля которого на российском рынке смартфонов за год ценовой войны почти не изменилась, вернулся в салоны «Вымпелкома», а в феврале 2017 г. сотрудничество с производителем возобновили «Евросеть», «Связной» и «Мегафон» – ценовая война на российском рынке завершилась. Примерно в это же время МТС начала сокращать свою розничную сеть. По данным компании, к началу I квартала 2017 г. у нее было почти 6200 магазинов, а к его концу – 5725, т. е. сокращение составило 7,7%. Завершение ценовой войны сказалось и на рентабельности продаж: валовая прибыль от продаж телефонов и аксессуаров в рознице МТС выросла на 8,7% в I квартале 2016 г. до 17,2%, говорилось в сообщении компании. Тогда как за все время с начала продаж смартфонов по себестоимости она не превышала 12,4%.

Причиной сокращения продаж смартфонов в МТС в начале 2017 г. ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает сокращение их ассортимента в салонах оператора. Это косвенное следствие сокращения розницы: чем меньше салонов, тем меньшее количество наименований аппаратов имеет смысл в них продавать, утверждает он.