Статья опубликована в № 4356 от 05.07.2017 под заголовком: Русская «Катюша» в Китае

«Первый канал» запустит в Китае телеканал «Катюша»

Это первый зарубежный канал, получивший лицензию на вещание в этой стране на местную аудиторию

Первый канал» и центральное телевидение Китая (China Central Television, CCTV) начинают в Китае совместный проект – телеканал «Катюша». Соглашение о вещании этого канала вчера на Третьем российско-китайском медиафоруме подписали представители «Первого канала» и китайской CTV-Satellite TV Program («дочка» ССTV), сообщил ТАСС.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст рассказал, что «Катюша» будет вещать на русском языке с китайскими субтитрами и начнет работу уже в этом году.

«Мы планируем линейки программ о науке, российских ученых и исследователях, культуре и искусстве, покажем фильмы об уникальной природе, живописных уголках нашей страны, расскажем о нашей истории, о выдающихся соотечественниках», – цитирует Эрнста ТАСС. Кроме того, телеканал будет показывать в Китае развлекательные и музыкальные программы – например, «Ледниковый период» и концерты российских исполнителей.

Миллиарды на ТВ

По данным eMarketer, в 2016 г. затраты рекламодателей на ТВ-рекламу в Китае составили 24,2% всех рекламных затрат – а именно $18,9 млрд. Они практически не будут расти и составят примерно ту же сумму и к 2020 г. А затраты на рекламу в интернете в Китае к 2020 г. удвоятся по сравнению с 2016 г. и достигнут $83,6 млрд.

В России уже работает канал центрального телевидения Китая на русском языке – «CCTV-Русский».

В Китае запрещено вещание зарубежных каналов на китайском языке для китайской аудитории, сказал «Ведомостям» Алексей Ефимов, гендиректор компании «Первый канал. Всемирная сеть», которая и будет заниматься развитием телеканала «Катюша». Иностранцы могут вещать только на своих языках, а их каналы транслируются в основном в отелях, т. е. рассчитаны на туристов. Так в Китае уже работают два российских канала – «РТР планета» на русском языке и RT на английском. «Катюша», по словам Ефимова, стала первым иностранным телеканалом, получившим лицензию на вещание именно на китайскую аудиторию.

Российский канал будет работать в Китае – об этом еще несколько лет назад договорились президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Переговоры продолжались три года и были непростыми, говорит Ефимов.

«Первому каналу», продолжает он, интересен китайский рынок – огромный как по числу пользователей, так и по продажам рекламы. «Катюша», по словам Ефимова, получила право на размещение рекламы – она будет интересна прежде всего российским компаниям, работающим в Китае.

Прогнозировать аудиторию телеканала «Катюша» Ефимов не берется – компания только начинает подробно изучать ее. «Первый канал», по его словам, готов инвестировать в вещание «Катюши» несколько миллионов долларов в год: это затраты на доставку сигнала, дистрибуцию контента и маркетинг. Все эти услуги «Первому» будет оказывать китайский партнер – CTV-Satellite TV Program.

У ВГТРК в Китае действительно транслируется канал «РТР планета», но это канал на русском языке, он ориентирован в основном на туристов и не приносит денег, говорит заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников. Зарабатывает ВГТРК в Китае на дистрибуции контента, прежде всего мультфильмов и игр. Это приносит компании сотни тысяч долларов в год, бизнес быстро растет, радуется Медников.

RT не продает рекламу на китайском рынке, говорит главный редактор RT Маргарита Симоньян. По форме собственности RT – некоммерческая организация, цель которой – не получение прибыли, а донесение объективной информации о России до максимального количества людей, предупреждает она.

В Китае много ограничений для иностранцев, особенно в сфере телевещания и распространения контента, говорит сотрудник российского медиахолдинга. Пока российским медиа удается зарабатывать в Китае на прокате кинофильмов, дистрибуции онлайн-игр – все остальное не имеет отношения к реальному бизнесу. Чтобы привлечь китайскую аудиторию, телеканал должен вещать на китайском языке, субтитров недостаточно: Китай – страна с собственной культурой, привыкшая воспринимать контент только на своем языке, заключает собеседник «Ведомостей».-