«Мегафон» прикрыл правительство грудью

Абонентам оператора показали провокационную рекламу сервиса кэшбэка поверх сайта government.ru
Александр Шалгин / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Абонентам «Мегафона» показали рекламу кэшбэка сервиса BeSmarty поверх сайта правительства. Всплывающее окно рекламы дважды появилось у корреспондента «Ведомостей», абонента «Мегафона», когда он заходил на сайт правительства www.government.ru с мобильного телефона. На первом рекламном баннере BeSmarty изображена девушка в очках, одетая в черную жилетку на голое тело, на втором – девушка в белом нижнем белье, чулках и пиджаке. На обоих баннерах написан слоган: «Она любит умных. А ты?» (см. скриншоты). При нажатии на баннер открывается сайт promfvas.ru, где описывается сервис BeSmarty и где можно оформить подписку на него. Этот сайт, как следует из данных сервиса Whois, принадлежит «Мегафону».

Реклама BeSmarty на сайте правительства стала сюрпризом для чиновников. «Появление этой рекламы не связано с действиями администраторов сайта government.ru. Департамент правительственной информации направил запрос в Минсвязи, насколько правомочно размещение подобной рекламы», – сообщила «Ведомостям» пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Минсвязи оценит ситуацию после получения данных об этой рекламе от оператора, сказал заместитель министра связи Алексей Волин.

Представитель «Мегафона» сначала подтвердил, что оператор размещает рекламу BeSmarty в рамках сотрудничества с этим сервисом. Такая реклама привычна абонентам, говорит представитель оператора, ее «точные настройки достигают целевой аудитории». Оператор уверен, что баннеры, размещенные поверх чужих сайтов, не нарушают закон о рекламе, не меняют код самого сайта и не вмешиваются в его содержимое. Но получив от «Ведомостей» скриншоты рекламы BeSmarty на сайте правительства, представитель оператора заявил, что эта реклама не связана с «Мегафоном» и что оператор не размещает рекламу на сайтах госорганов. Доказательств этому представитель оператора не привел, он не смог предположить, как тогда рекламу мог увидеть их абонент, не ответил на вопросы, почему показанные поверх сайта правительства баннеры BeSmarty ведут на один из сайтов «Мегафона» и не мог ли оператор разместить эту рекламу по ошибке.

Уже вечером представитель Минкомсвязи сообщил, что у компании, которая ставит рекламу в интересах мобильных операторов, слетел фильтр, который блокирует всплывание рекламы на ресурсах госорганов. Уязвимость устранена, уверяет он. Название компании-посредника он не раскрыл.

Обычно всплывающие рекламные баннеры размещают владельцы сайтов, прежде всего медийные площадки – СМИ, поисковики, соцсети и т. д. Но последние несколько лет мобильные операторы в России – не только «Мегафон», но «Вымпелком» и Tele2 – экспериментируют с размещением баннеров в собственных сетях поверх чужих сайтов и без согласия владельцев таких сайтов. Так операторы пытаются диверсифицировать источники доходов.

Представитель BeSmarty сообщил «Ведомостям», что компания работает с 2013 г., число пользователей сервиса и его владельцев он раскрывать не стал. В пользовательском соглашении на сайте самого сервиса указано, что все претензии по его работе нужно адресовать офшору на Британских Виргинских островах Founder Corps. Бенефициаров этой компании «Ведомостям» обнаружить не удалось. Сервис обещает возвращать на карту часть расходов на покупки в сети. Через «Мегафон» сервис продвигает платную подписку на свои услуги. Оператор предлагает абонентам десятки разного рода платных подписок.

Вопросы о своих баннерах в сети «Мегафона» представитель BeSmarty переадресовал рекламному агентству Cellbanner, через которое размещает рекламу. Эта компания, по словам ее представителя Михаила Берлизева, в рамках теста продает размещение в Megabanner, рекламной сети «Мегафона». Тест идет уже около полугода, реклама BeSmarty размещается в сети оператора несколько месяцев. Охват платформы пока ограничен 12 млн абонентов, рассказал Берлизиев. Сколько абонентов «Мегафона» видели рекламу BeSmarty, он уточнить не смог.

Подобные эксперименты операторов уже не раз вызывали претензии владельцев сайтов. Так, в 2016 г. «Коммерсантъ», «Ведомости» и «Интерфакс» обнаружили, что «Вымпелком» показывает абонентам рекламу своих услуг поверх сайтов этих СМИ. Издатели назвали ситуацию вопиющей и сочли, что «Вымпелком» навязывает свой сервис на страницах частных компаний. Оператор настаивал, что его действия законны, но объявления на сайтах СМИ размещать перестал.