Mail.ru Group потребовала убрать свои проекты из нового сервиса «Яндекса»

По ее мнению, измерение аудитории сайтов одним из крупнейших игроков российского рекламного рынка абсурдно
Евгений Разумный / Ведомости

Сервис «Яндекс.Радар» в понедельник объявил о том, что начал публиковать рейтинг самых популярных сайтов. Он измеряет аудиторию сайтов, используя обезличенные данные своих сервисов: «Яндекс.Браузера», «Элементов Яндекса», «Метрики» и т. д. Алгоритм определяет диапазон интернет-проектов, т. е. аудиторию сайта на десктопе и на мобильных приложениях. Помимо средних показателей посещаемости будут указываться максимальная и минимальная посещаемость, а также доля аудитории в приложениях и среднее время, проведенное пользователем на сайте. В рейтинге можно посмотреть самые популярные сайты по разделам: например, здоровье, автомобили, СМИ и т. д.

Чтобы рейтинг отражал наиболее актуальные данные о портале, «Яндекс» предложил партнерам подключить счетчики – «Яндекс.Метрику» и AppMetrica. Не все крупные интернет-компании из тех, которые вошли в топ-10 по версии «Яндекса», согласились подключить эти метрики. Для этих компаний (Mail.ru, «В контакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Google и YouTube и др.) «Яндекс» указал не диапазон, а наиболее вероятное значение посещаемости: по ним достаточно данных для наиболее точного подсчета. Получается, что из 10 ресурсов в топе «Яндекса» данные предоставили только четыре сервиса, из них три принадлежат самому «Яндексу» и Avito.

Интернет обошел рекламу на ТВ на 10 млрд рублей



По итогам первых трех кварталов 2018 г. крупнейшим медиа в России стал интернет, следует из данных по доходам медиа на рекламном рынке, которые подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). За первые девять месяцев компании потратили на рекламу в интернете 141,5 млрд руб., что на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы рекламы на ТВ выросли на 12% до 131 млрд руб. Гендиректор «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко ожидает, что по итогам 2018 г. рынок телевизионной рекламы в России может вырасти на 10%. В следующем году рост будет около 10%, прогнозирует он.
Доходы рекламного рынка по итогам девяти месяцев 2018 г. выросли на 13% до 328 млрд руб., рассказал на конференции «Реклама – реальный сектор экономики» президент АКАР Сергей Пискарев.
Телевидение было крупнейшим медиа по рекламным доходам с 2001 г., до этого заработки печатной прессы были намного больше, а рынка интернет-рекламы практически не было. За последние несколько лет существенно сократился разрыв между рекламными доходами ТВ и интернета, в конце 2016 г. интернет-компании начали настаивать, что стали первыми по рекламным доходам, но АКАР тогда не подтвердила эти данные.
То, что по итогам 2018 г. интернет может обогнать ТВ по рекламным доходам, еще в начале года прогнозировал директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра НСК Сергей Веселов. «Я думаю, по итогам 2018 г. свершится то, чего так долго ждали представители индустрии интернета. Если ничего неожиданного не случится, интернет станет первым медиа [по рекламным доходам], как и в большинстве стран мира», – говорил он.

Представитель Mail.ru Group сказал «Ведомостям», что отказ предоставлять аудиторные данные конкуренту – это принципиальная позиция и компания потребовала от «Яндекса» убрать из проекта названия своих брендов. Новый сервис «Яндекса» – зависимый инструмент, аффилированный с одним из крупных игроков рынка, который коммерчески заинтересован в его результатах. «Ситуация, когда один из крупнейших игроков российского рекламного рынка измеряет этот рынок, выглядит абсурдно, – сообщил представитель Mail.ru Group. – Это примерно как если бы телевизионные рейтинги измерял и публиковал один из телеканалов». «Яндекс» является коммерческой компанией и нашим конкурентом, мы не готовы ставить его счетчики на все наши проекты, передавая ему огромное количество ценной информации», – сказал представитель компании. В Mail.ru Group опасаются, что «Яндекс.Радар» может занижать аудиторию крупных зарубежных игроков (Google, Facebook, AliExpress), а также тех российских, которые не поставят счетчик «Яндекс.Метрика».

Отказался делиться данными с «Яндексом» и Google, сказал «Ведомостям» источник в американской компании: Google продолжит работать с Mediascope. «Мы в Google поддерживаем саму идею существования качественной и точной системы измерения посещаемости сайтов. Измерительный сервис должен быть независимым и равноудаленным от всех владельцев рекламного инвентаря», – сказал представитель Google.

Rambler Group будет использовать статистику «Яндекс.Радара», сказал «Ведомостям» заместитель гендиректора компании Максим Тадевосян. У участников рынка есть запрос на измерения аудиторных показателей с совмещением аудитории на десктопе и в мобильных устройствах, сказал он. Использовать рейтинг «Яндекса» будут Hearst Shkulev Digital, Independent Media и iConText, сказали их представители.

Большинство площадок в рунете зарабатывают на рекламе, их доходы напрямую зависят от числа контактов с пользователями, которые они могут предоставить рекламодателям. Сайты мерят аудиторию счетчиками – Google Analitics, «Яндекс.Метрика», Mediascope и т. д. В открытом доступе – только данные Mediascope. Рекламодатели не используют их, размещая объявления или ролики, но ориентируются на них при выборе площадки, сравнении с телеаудиторией, аудите кампании и т. д. – эта статистика принята всей индустрией. Рейтинги сайтов с начала 2000-х гг. публикуют Rambler, Mail.ru и Liveinternet, но ими практически не пользуются рекламодатели. Рейтинг сайтов от «Яндекса» должен стать альтернативой отчетам Mediascope, говорили ранее собеседники «Ведомостей». «Яндекс» запустил рейтинг по многочисленным просьбам самих рекламодателей и площадок, говорил ранее «Ведомостям» представитель компании.

Представители «Яндекса», Facebook и Mediascope отказались от комментариев.