ВЭБ намерен обанкротить завод бывшего министра связи Реймана

Из-за санкций «Ангстрем-Т» не может выплатить кредит в 815 млн евро
ВЭБ намерен обанкротить завод «Ангстрем-Т» Леонида Реймана (на фото)/ Кирилл Кухмарь / ТАСС

Внешэкономбанк (ВЭБ) намеревается обанкротить зеленоградский завод микроэлектроники «Ангстрем-Т». Банковская госкорпорация опубликовала на «Федресурсе» (Федеральный реестр юридически значимых сведений) сообщение, что готова обратиться в Арбитражный суд Москвы с заявлением о банкротстве завода.

Завод не может рассчитаться с госбанком за кредит на 815 млн евро. ВЭБ открыл кредитную линию заводу «Ангстрем-Т» в 2008 г., деньги понадобились на покупку оборудования компании – производителя микропроцессоров AMD и строительство завода микросхем по технологии 130 и 110 нм. Пока освоена лишь технология 250 нм, это часть технологии 90 нм, сообщает представитель завода Виталий Арышев. Запуск производства микропроцессоров по технологии 90 нм запланирован на следующий год, уверяет он, сейчас «Ангстрем-Т» работает в штатном режиме.

Арышев объясняет, что завод выпускает продукцию по конкретным заказам потребителей, сейчас у него три экспортных контракта с заказчиком из Китая и несколько контрактов с российскими дизайн-центрами. Финансовые показатели предприятие раскроет по итогам года, обещает он.

По данным «СПАРК-Интерфакса», акционером АО «Ангстрем-Т» в 2016 г. была кипрская Runica Investments. Более свежих данных нет. В кипрском реестре указано, что Runica Investments принадлежит российскому ООО «Альтернатива капитал», а оно, в свою очередь, – бывшему министру связи Леониду Рейману (данные ЕГРЮЛа).

Дата начала выплат «Ангстрем-Т» по кредиту ВЭБа несколько раз менялась. Последний раз наблюдательный совет ВЭБа ее сдвигал в июле 2017 г., говорилось в сообщении ВЭБа о заседании совета, но на какой срок, информации не было. По сведениям РБК от июля 2018 г., первый платеж переносился на июль 2018 г., а летом ВЭБ проводил аудит «Ангстрем-Т» и планировал решить его судьбу в августе.

Намерение ВЭБа обратиться в суд сейчас – это техническое мероприятие, часть процедуры взыскания просроченных задолженностей «Ангстрем-Т», объяснил «Ведомостям» представитель ВЭБа. И оно, и возможные будущие процедуры банкротства не повлияют на операционную деятельность предприятий, обещает представитель ВЭБа. Их цель – продолжить производственный процесс и сохранить трудовые коллективы предприятий, заверили представители «Ангстрем-Т» и ВЭБа. Банк намерен искать стратегических инвесторов для завода, пообещал представитель госбанка.

Если обе стороны называют процедуру технической, вряд ли они собираются доводить банкротство до конца, предполагает партнер «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Патракеев. Скорее, рассуждает он, ВЭБ может использовать процедуру банкротства, чтобы собрать у себя долги «Ангстрем-Т» перед всеми другими кредиторами: когда запустится процедура банкротства, все прочие кредиторы смогут досрочно предъявить «Ангстрему» требования, а ВЭБ тогда получит возможность их выкупить. При процедуре банкротства кредиторами могут выступить и поставщики завода, и сотрудники (например, с претензиями по зарплатам и бонусам), и инвесторы, рассчитывающие на возврат инвестиций, перечисляет Патракеев.

Собрав у себя все долги «Ангстрем-Т», ВЭБ сможет отозвать свое заявление о банкротстве, но зато стать единственным контролером долга предприятия, объясняет Патракеев. Это позволит ВЭБу реструктурировать собранный долг на собственных условиях – например, войти в капитал завода, номинировать директоров в совет, запретить другие заимствования, перепродать долг другому инвестору и т. д.

Детали кредитного договора с ВЭБом представитель «Ангстрем-Т» обсуждать отказался. Из-за неуплаты долгов «Ангстрем-Т» может перейти под контроль ВЭБа, писало в октябре агентство Reuters со ссылкой на председателя совета директоров «Ангстрем-Т» Реймана.

Одна из причин, почему завод не может справиться с долгом, – санкционные ограничения США на поставки технологий двойного назначения, уверял Рейман. В 2016 г. министерство торговли США ввело санкции против 11 российских предприятий, в том числе и против «Ангстрем-Т»: деятельность этих предприятий противоречила интересам национальной безопасности и внешней политики США.