Доходы СМИ в интернете продолжают расти

Но пока не компенсируют их потери от сокращения рекламы в печати
Доходы издателей от рекламы в печатных версиях продолжают падать: в 2018 г. их выручка по этой статье снизилась на 12% до 18 млрд руб./ Злата Милявская / Ведомости

Издатели СМИ в 2018 г. заработали на интернет-рекламе 14 млрд руб., что на 13% больше, чем годом ранее. Это оценка Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), которая публикует общепризнанную оценку рекламного рынка страны. Ассоциация впервые опубликовала данные по онлайн-доходам издателей.

Доходы издателей от рекламы в печатных версиях продолжают падать: в 2018 г. их выручка по этой статье снизилась на 12% до 18 млрд руб. Таким образом, доходы издателей в печати и в сети вскоре могут сравняться. Но пока рост интернет-рекламы не компенсирует издателям падение бюджетов в печатных версиях. Всего издатели заработали в 2018 г. 32 млрд руб., что на 3% меньше, чем в 2017 г.

Доходы печатной прессы, по данным АКАР, падают уже пять лет подряд – с 2013 г. Самое сильное падение рынок пережил в 2015 г., когда издатели потеряли сразу четверть доходов от рекламы в печатных версиях. После 2015 г. издатели и заговорили о необходимости включать в данные АКАР отдельную статистику по их доходам в интернете. Как объяснял тогда совладелец ИД Hearst Shkulev Виктор Шкулев, статистика только по доходам от рекламы в печатных версиях газет и журналов больше не отражает реальное положение дел в издательском бизнесе и вводит в заблуждение рекламодателей. Этот издательский дом в 2012 г. начал скупать региональные интернет-сайты и создал крупную сеть таких онлайн-изданий. В 2017 г. Шкулев говорил, что больше половины выручки ИД уже получает в интернете.

Но ситуация у издателей сильно отличается. Сама АКАР делит издателей СМИ на три типа: те, кто зарабатывает только на рекламе в печатных версиях, те, кто зарабатывает только в сети, и смешанный тип. Аналогичную разбивку по типам СМИ ассоциация давала и по итогам 2017 г.

Больше всего зарабатывают издательства смешанного типа (22 млрд руб.), онлайн-СМИ заработали 4,7 млрд руб., а офлайн-СМИ – 5,5 млрд руб. И только доходы онлайн-СМИ заметно растут (плюс 18% к 2017 г.). Выручка СМИ, которые выходят и в печатном виде, и в интернете, в 2018 г. стагнировала.

Для ИД «Комсомольская правда» прошлый год стал первым, когда рост интернет-доходов компенсировал падение выручки от рекламы в печати (плюс 35% и минус 8% соответственно), сообщил «Ведомостям» гендиректор ИД Владимир Сунгоркин. Интернет уже приносит «Комсомольской правде» 40% рекламных доходов, уточнил он. ИД «Коммерсантъ» зарабатывает в онлайне около четверти рекламных доходов, говорит гендиректор этой компании Владимир Желонкин, а печатные доходы ИД последние два года практически не растут.