Чем DuckDuckGo лучше Google

Гэбриел Вайнберг гордится, что его поисковик не следит за пользователями интернета
Гэбриел Вайнберг: основатель поисковика DuckDuckGo/ Getty Images

Слежка за пользователями в интернете и как ее избежать – модная тема. Apple, например, использует ее в маркетинге своих гаджетов – позиционирует их как безопасные. Но есть стартапы, которые давным-давно разыграли карту конфиденциальности. Казалось бы, как стать успешным на рынке поиска в интернете, если на нем доминирует Google? Эту задачу Microsoft с его Bing решил во многом благодаря деньгам плюс по умолчанию встраивает поисковик в другие свои продукты. А американец Гэбриел Вайнберг сделал конфиденциальность фишкой своего поисковика DuckDuckGo. Без шпионских штучек и с минимумом рекламы он занял прочное место на рынке, и он востребован. Да, с маленькой долей – 0,4% (здесь и далее данные по доле рынка – Statcounter). Но кто не мал в сравнении с Google (92,3%). А, например, с долей Yahoo! (1,6%) – сопоставимо. И стартап Вайнберга приносит ему прибыль.

Ужастики Вайнберга

«Это миф, что поисковикам обязательно отслеживать вашу личную историю поиска, чтобы зарабатывать деньги или давать качественные результаты поиска, – рассказывает Вайнберг на сайте Quora. – Тот, кто заказывает рекламу в самом поисковике, покупает показы, основанные на словах запроса, а не профиле пользователя. <...> Если вы ищете «машина», вы с большей вероятностью кликнете на объявление о машине, чем на рекламу того, что вы искали неделю назад, не так ли? <...> Так почему же за вами следят? <...> В Google ваши поиски отслеживают, извлекают и упаковывают в профиль – чтобы рекламодатели могли достать вас через огромные рекламные сети Google, встроенные в миллионы сайтов и приложений. Вот почему, стоит вам поискать что-то в Google, вы рискуете увидеть эту рекламу у себя везде: навязчивые, раздражающие, неистребимые баннерные объявления <...> К сожалению, сейчас Google развертывает скрытые трекеры на 76% веб-сайтов, чтобы получать информацию о вашем поведении в интернете, а у Facebook есть скрытые трекеры примерно на 25% веб-сайтов – согласно отчету [в проекте Принстонского университета] Princeton Web Transparency & Accountability Project. Вполне вероятно, что Google и/или Facebook следят за вами на большинстве посещаемых вами сайтов». Дальше Вайнберг рассказывает страшилки, как могут быть использованы эти данные. От передачи «компаниям, о которых вы даже не слышали» до влияния на выборах.

Вайнберг умалчивает, что все эти данные поисковики передают в обезличенном виде. С другой стороны, в 2005 г. провайдер AOL случайно опубликовал детали поиска, выполненного 650 000 его пользователей через Google. А журналисты The New York Times наглядно показали, как на основе этой информации можно легко вычислить пользователя (в их случае это была 62-летняя женщина из штата Джорджия).

У Вайнберга много таких зловещих историй про интернет. Например, когда DuckDuckGo только появился, на странице с информацией о поисковике говорилось: слежка за пользователем может привести к тому, что онлайн-магазин станет предлагать вам один и тот же товар дешевле или дороже в зависимости от того, интересовались ли вы прежде люксовыми товарами или у вас потребительская корзина бедняка. Стоит вам однажды спросить, чем лечить лишай, как реклама средств против него полезет изо всех щелей, и любой человек, нечаянно взглянувший на экран компьютера или смартфона, догадается, чем вы болеете.

Вайнберг предлагает эксперимент. Поставить рядом два компьютера – ваш и друга – и набирать в разных поисковиках один и тот же запрос. Как правило, результаты получатся разные. А вот в DuckDuckGo должны оказаться одинаковыми. Дело в так называемом пузыре фильтров – алгоритмах, запоминающих предыдущие поиски пользователя и ресурсы, которые он посещал. Эти алгоритмы пытаются угадать, какой сайт будет вам интереснее. С одной стороны, это может облегчить поиск. С другой – важная или противоречащая (по мнению компьютера) вашим взглядам информация может оказаться где-то в конце списка. «Если вы демократ, то будете видеть только статьи с сайта MSNBC, но никак не Fox», – подшучивает Вайнберг над американцами. DuckDuckGo не использует пузырь фильтров. Он не хранит данные пользователей: «Каждый раз, когда вы ищете на DuckDuckGo, вы здесь как будто впервые».

Как потерять друзей и деньги

Вайнберг родился 1 января 1979 г. Его отец – врач, специалист по инфекционным заболеваниям. Мать шила одежду и мастерила разные поделки. Первой работой Вайнберга как программиста была программа для мамы, обрабатывающая заказы онлайн. Он не был ботаником, в средней и старшей школе вовсю гонял в футбол, увлекался теннисом. Но, как и большинство ребят своего поколения, много времени проводил за компьютером, играя и программируя. А еще ему нравились естественные науки, особенно физика. Которую он изучил в Массачусетском технологическом институте (MIT). В аспирантуру, правда, не пошел.

Детская считалочка

Название DuckDuckGo появилось еще до того, как у Вайнберга возникла идея поисковика. Вайнберг гулял с женой, и ему пришло в голову: неплохо было бы назвать фразой из детской считалочки. В придумывании названий он явно не мастак и сильно удивился, когда жена впервые его похвалила.
Duck, Duck, Goose – разновидность салочек. Все садятся в круг. Ведущий ходит вдоль него, дотрагиваясь до головы каждого игрока. Пока он говорит «Утка» (Duck), все в порядке. Как только он произносит «Гусь» (Goose), тот, кого он в этот момент коснулся, должен встать и гоняться за ведущим, задача которого успеть занять освободившееся место утки до того, как его настигнут. Иначе ему снова ходить по кругу с этой считалочкой.

Первый стартап Вайнберг основал сразу после окончания MIT в 2000 г. «Мне повезло, бабушка оставила мне деньги на четыре года учебы. А я закончил за три года», – рассказывал он. Вдобавок он собрал деньги у друзей и родственников.

Назывался стартап ужасно, признает Вайнберг: Learnection («мне никогда не давались названия»). Впрочем, названия явно не самая сильная его сторона. Это была социальная сеть, направленная на вовлечение родителей в школьные дела. Преподаватели делились планами уроков, родители обсуждали учебные проблемы. На эту затею Вайнберг потратил 2,5 года, но ничего не вышло. Сделан сайт был криво. Идея явно опережала время – с ней стоило подождать, пока компьютеры не проникнут в общество сильнее. «К тому же я нанял друзей, потому что они мне нравились, хотя не подходили для проекта, – рассказывал Вайнберг. – Они ушли через год». Он потерял $30 000–45 000 только своих денег. Попытался продать стартап одной некоммерческой организации. Не смог, зато устроился туда наемным работником, чтобы было на что жить.

Одноклассники по-американски

Работая в штате, Вайнберг продолжал грезить о стартапе. Новой идеей стал прообраз социальной сети под названием NamesDatabase (опять совсем не зажигательным). Был замысел сделать в интернете адресную книгу с именами, телефонами, адресами и электронной почтой всех жителей США. Люди, которые ищут одноклассников, друзей, с которыми потерялась связь, должны были зарегистрироваться и ввести свои данные – так наращивалась база. А чтобы отправить кому-то личное сообщение, требовалось заплатить.

Чтобы проверить, как сработает идея, Вайнберг выдумал список людей, якобы уже зарегистрировавшихся, – из комбинаций самых популярных имен и фамилий. В те годы Google потребовалось шесть месяцев, чтобы проиндексировать новый сайт и начать показывать его в выдаче результатов поиска. Через полгода NamesDatabase вдруг стал получать 10 000 запросов в день – люди искали друг друга через Google, а этот сайт появлялся в результатах поиска одним из первых. Настоящего продукта еще не было, а первые пользователи уже зарегистрировались на NamesDatabase. Когда там стали появляться реальные данные, этот поток вырос.

«Сейчас это совершенно архаичная концепция, учитывая Facebook, – признает Вайнберг. – Но все случилось между 2003 и 2006-м». (Facebook основан в 2004 г.) У его проекта были шансы – однако он стал безнадежно проигрывать в популярности детищу Марка Цукерберга. К 2006 г. у NamesDatabase было около 50 000 платных пользователей, а в Facebook зарегистрировалось около 7 млн бесплатных.

Как-то Вайнберг задумался, почему NamesDatabase так медленно развивается. Он уверяет, что вывод оказался для него парадоксальным – неинтересно. «Я не создан для соцсети. Хотелось работать над чем-то, чем восхищаюсь и чему могу посвятить десять или больше лет». Он продал NamesDatabase в 2006 г. за $10 млн соцсети Classmates.com («Одноклассники» – англ.). Той был всего год от роду, и она отчаянно нуждалась в резком росте пользовательской базы.

Сколько калорий в банане

Вайнберг стал миллионером в 27 лет. Незадолго до этого он женился. Первой большой тратой стал переезд. Молодожены не хотели жить в большом городе и уехали в городок Паоли – это примерно 30 миль от Филадельфии и несколько минут ходьбы от национального парка Вэлли-Фордж. Когда родились дети, Вайнберг обустроил рядом с компьютерным столом зону с игрушками, чтобы они играли рядом, пока он работает. The Washington Post писала, что его визиты в Кремниевую долину можно пересчитать по пальцам и его почти не встретить на больших технологических конференциях. «Там не очень-то все ориентировано на семью, – объяснял Вайнберг. – А моей целью никогда не было стать Марком Цукербергом. Я всегда хотел сделать что-то интересное и уникальное».

Вот только больших идей у него не было. Он кое-что пробовал. Сделал Groupomatic – аналог сервиса Meetup.com, который предлагает находить себе друзей по интересам. Kangadoo – фотосервис для бабушек и дедушек. Nth Club – cоцсеть для гольфистов, от которой была одна головная боль: Вайнберг ничего не понимал в гольфе и сам толком не мог объяснить, зачем с ним связался. Пробовал даже идею генеалогического древа онлайн.

Замысел поисковика пришел случайно, вспоминал Вайнберг. Сходил на мастер-класс по изготовлению витражей, а в конце получил от преподавателя листок с самыми полезными ссылками по предмету. Дома он поискал про витражи в Google и не обнаружил в топе выдачи ни одной из этих ссылок.

Первой его мыслью было создать поисковик, в котором легко искать, – ответ должен находиться в первых же двух-трех ссылках: «Я пытался улучшить свои результаты в Google. Удалить спам – в то время в выдаче было много результатов не по делу. Добавил мгновенные ответы».

У него не было достаточно сил для создания поисковой системы с нуля. Вайнберг решил агрегировать данные из других источников и сделать фильтр, который выдавал бы наверх самое полезное. В 2008 г. DuckDuckGo был запущен. Когда кто-то вбивал запрос, поисковик запрашивал результаты по этим словам у «Википедии», поисковика Yahoo!, сервиса Yelp, который ищет расположенные по соседству с вами заведения вроде парикмахерских и ресторанов, и у других ресурсов. Результат выдавался по релевантности запроса, пристрастиями пользователей поисковик не интересовался.

Как замечает The Washington Post, кое в чем DuckDuckGo опередил другие поисковики. Восемь лет назад в Google вы на запрос «калории в банане» получили бы страницу со ссылками на банан, а в DuckDuckGo – мгновенный ответ: «105 калорий», взятый из базы данных WolframAlpha. Сейчас крупные поисковики исправились и тоже выдают первым же результатом количество калорий.

Как продвигался DuckDuckGo

О приватности Вайнберг поначалу не думал. Ему просто не пришло в голову, что можно встроить в поисковик функцию по отслеживанию пользователей. Реклама Google и Bing шла даже по телевидению. У Вайнберга таких денег не было. Он начал с поисковой оптимизации, чтобы на слово «поисковик» или «новый поисковик» в результатах поиска Google одной из первых показывалась ссылка на DuckDuckGo. Это привлекло не очень многих. Затем был опробован контент-маркетинг: сначала блоги с рассказами об ужасах слежки и преимуществах DuckDuckGo, потом несколько небольших сайтов на эту тему, оптимизированные так, что поднимались довольно высоко в поиске у конкурентов.

В 2009 г., через год после запуска DuckDuckGo, у Вайнберга родился первый из двух детей. Он решил работать из дома и ухаживать за малышом. Первые годы Вайнберг, не торопясь, возился с поисковиком в одиночку. В 2011 г. ему удалось найти инвестора – $3 млн дала Union Square Ventures. Ее руководитель как-то признался, что инвестировал не потому, что верил в победу DuckDuckGo над Google, а потому, что «всем нужен поисковик, заботящийся о конфиденциальности»: «Мы сделали это ради всех интернет-анархистов».

На полученные деньги Вайнберг нанял первых программистов и открыл офис. А $7000 пустил на месячную аренду огромного билборда в Сан-Франциско. На нем был логотип DuckDuckGo и провокационная надпись: «Google следит за вами, мы – нет». В обществе тема входила в моду. О компании буквально в первый день написали Wired, USA Today и другие издания. Популярность DuckDuckGo стала расти, и уже в августе 2011 г. журнал Time включил DuckDuckGo.com в список 50 лучших сайтов года.

В конце января 2012 г. DuckDuckGo обрабатывал около 600 000 поисковых запросов в день. К середине февраля эта цифра впервые пробила 1 млн. Оказалось, спасибо за это надо говорить Google. 25 января поисковик изменил политику конфиденциальности. Разные его сервисы – поиск, почта, соцсети и т. д. – могли отныне обмениваться данными о пользователях. Это вызвало огромный шум в интернете, который подхватили СМИ. Популярность DuckDuckGo, который наотрез отказывался сохранять данные пользователей, подскочила. На него обратили внимание СМИ уровня The Washington Post.

Следующий подарок преподнес Эдвард Сноуден. В июне 2013 г. DuckDuckGo получал около 1,7 млн запросов в день. А к концу года, после разоблачений Сноудена, – почти 4 млн. Тревог по поводу слежки с тех пор меньше не стало. Сейчас DuckDuckGo обрабатывает в среднем около 53 млн запросов в сутки – 1,6 млрд в месяц.

Как зарабатывает DuckDuckGo

«DuckDuckGo приносит прибыль с 2014 г. – без хранения или передачи какой-либо личной информации о пользователях, – уверяет Вайнберг. – То, что вы ищете на DuckDuckGo, тайна даже для нас!»

Его поисковик зарабатывает двумя способами. Это реклама, которая показывается на основе ключевых слов из поиска. Если ввести «стиральная машина» – покажут баннер магазина стиральных машин. Это партнерские доходы. Если с DuckDuckGo перейти на сайт Amazon или eBay и чего-нибудь купить, стартап получит от этих компаний небольшую комиссию, а эти два онлайн-магазина не увидят никаких данных клиента, клянется Вайнберг.

DuckDuckGo – непубличная компания и не раскрывает показатели. Сайт FourWeekMBA оценивал ее выручку в 2015 г. более чем в $1 млн. В 2018 г. Forbes писал уже о $25 млн. Сейчас у проекта 83 сотрудника.

DuckDuckGo поддерживают ресурсы вроде Tor – браузера, который устанавливает анонимное сетевое соединение и позволяет, например, китайцам посещать заблокированные в этой стране сайты. В Tor поисковиком по умолчанию установлен DuckDuckGo. С 2014 г. можно установить его поисковиком по умолчанию и на гаджетах Apple, и в браузерах – тех же Firefox, Chrome.

Сам DuckDuckGo поддерживает проекты по свободному интернету деньгами. В 2019 г., например, он пожертвовал $600 000 организациям, которые борются за права пользователей интернета. Часть из них досталась браузеру Tor.

«Меня никогда не интересовало, как максимизировать доход, – как-то сказал Вайнберг. – Мне нравится модель Craigslist. Работай с минимальными затратами. Сосредоточься на том, что ты делаешь хорошо». С другой стороны, он говорит, что постоянно ищет новые способы заработать, не связываясь с рекламой и слежением. Например, обдумывал такую идею: раз конфиденциальность так важна, почему не поэкспериментировать с анонимным поиском по подписке. В конце концов, кто сказал, что поиск вообще должен быть бесплатным?