«Почта России» запустила сервис для малого и среднего бизнеса

Небольшим компаниям станет гораздо проще пользоваться ее услугами
Евгений Разумный / Ведомости

«Почта России» упростила процедуру подключения к электронному сервису отправки товаров для малого и среднего бизнеса. Теперь такие компании смогут заключить электронный договор-оферту, который будет обладать такой же юридической силой, что и бумажный, и пользоваться логистическими услугами, рассказал представитель «Почты России».

Упрощенная процедура заключения договора в цифровом виде позволит интернет-магазинам снизить временные затраты и быстро перейти к массовой отправке посылок покупателям, адаптируясь к новым реалиям рынка, объясняет представитель «Почты России». С января сервис работал в пилотном режиме, за это время к нему успели подключиться около 500 компаний.

В сложившейся ситуации стало особенно актуально запустить такой сервис как можно быстрее, чтобы поддержать партнеров из малого и среднего бизнеса, считает гендиректор АО «Почта России» Максим Акимов.

Раньше нужно было оформлять договор в бумажном виде и согласовывать его, в том числе со службой экономической безопасности, поэтому подключение партнеров к логистическим сервисам занимало недели, объясняет представитель компании, сейчас достаточно оформить договор в электронном виде и пополнить счет, а ждать результатов проверки не нужно. «Почта России», кроме того, дала возможность интеграции сервиса по API, благодаря которой опцию доставки и калькулятор ее стоимости компании малого и среднего бизнеса (например, интернет-ритейлеры) могут разместить у себя на сайте.

Поддержка малого бизнеса, организованная «Почтой России», действительно сможет упростить работу интернет-магазинов и других предприятий малого бизнеса, которые осуществляют доставку в текущих реалиях, соглашается член Генерального совета общественной организации «Деловая Россия», заместитель директора Первой экспедиционной компании Вадим Филатов. Собственную службу логистики (включая склад, инфраструктуру и т. д.) эффективно иметь при высоком товарообороте интернет-магазина, продолжает он: такая есть у Ozon или Wildberries, но в других случаях затраты на организацию самостоятельной логистики становятся нерентабельными. Поэтому интернет-магазины и другие представители малого и среднего бизнеса обращаются к сервисным компаниям, чтобы они организовали доставку конечному потребителю.

Предприниматели считают, что при всех недостатках, касающихся курьерской доставки и сроков, у «Почты России» есть серьезное преимущество: отделения во всех уголках страны, говорит представитель общественной организации «Опора России». Малый бизнес острее всего реагирует на снижение заказов клиентов и находится в группе риска, считает Филатов: важно, чтобы у компании сейчас было достаточно оборотных средств, потому что надо будет 2–3 месяца работать в условиях стагнации рынка. Уже сегодня отмечается снижение заказов, а как следствие, поставок, сетует он: в В2В сегменте это связано с временным приостановлением деятельности предприятий, а в В2С уже начинается чувствоваться спад в количестве заказов, которые не касаются доставки продуктов питания и товаров первой необходимости. У большинства логистических компаний в части курьерской доставки и сборных грузоперевозок уже снизился грузооборот на 20–30%, знает Филатов, и это связано именно с сокращением заказов в части большого количества товарных категорий.

В разгар эпидемии коронавируса о поддержке малого бизнеса заявили и другие российские компании. Mail.ru Group обещала 1 млрд руб. на поддержку малого и среднего бизнеса, писали «Ведомости». А инвестиционная компания А1 (входит в консорциум «Альфа-групп», принадлежащий Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву) заявила, что переведет Минпромторгу 1 млрд руб. на борьбу с коронавирусом. Благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина также объявлял, что предоставит миллиард, средства будут перечислены некоммерческим организациям, работающим с социально незащищенными людьми.