Microsoft повысит цены на облачное ПО на 10%

Подорожают лицензии на Office, Windows Server и удаленные рабочие столы для бизнеса
Microsoft уже повышал цены на свои продукты в России/ Евгений Разумный / Ведомости

Microsoft анонсировал повышение цен на облачное ПО на 10% c 1 января 2022 г., сообщили «Ведомостям» партнеры компании и подтвердила директор департамента по связям с общественностью Microsoft в России Анна Лобанова. С 1 января 2022 г. на 10% увеличиваются цены на Office Professional Plus, Office Standard, Windows Server Standard и Datacenter, RDS SAL (служба удаленных рабочих столов), сообщила она. Стоимость комплектов лицензий CIS Standard вырастет на 5%, CIS Datacenter – на 7%, добавила Лобанова.

6 декабря об этом были уведомлены дистрибуторы Microsoft в России, указала она, сославшись на глобальное повышение цен, которое произошло во всем мире.

Рост цен на лицензии произойдет, потому что были выпущены новые продукты, добавила Лобанова. В сентябре 2021 г. Microsoft объявил о доступности Windows Server 2022, следующей версии RDS и Office, для партнеров по SPLA, напомнила она.

SPLA – это форма лицензирования, при которой партнер приобретает лицензии, разворачивает их в своем дата-центре и из него предлагает клиентам как облачный сервис, рассказала представитель Microsoft. MIOL (Microsoft Ireland Operations Limited) продает лицензии SPLA-реселлеру, это, например, компании 1С, «Монт» и Softline. SPLA-реселлер поставляет лицензии хостерам. Хостер может включить лицензии Microsoft в свой сервис, который предоставляет заказчикам. Заказчики этих услуг в основном малый и средний бизнес, рассказывает Лобанова. Физических лиц это повышение не коснется, уточнила она.

Представители компаний 1С и Softline подтвердили «Ведомостям», что получили уведомления о повышении цен с 1 января на ряд продуктов Microsoft в SPLA-канале. 1С довела до партнеров сообщение Microsoft об изменении цен, сообщил представитель 1С Алексей Харитонов.

Некоторые российские реселлеры уже публично объявили о планируемом увеличении стоимости услуг для клиентов. Например, компания Inoventica Services на своем сайте сообщила, что «вынуждена скорректировать цены на услуги по доступу к функциональным возможностям ПО Microsoft для конечных пользователей так же в сторону увеличения». Как пояснил «Ведомостям» генеральный директор Inoventica Services Виталий Слизень, компания приняла решение «разделить дополнительное финансовое бремя с нашими заказчиками поровну»: «Пользовательские цены на продукты Microsoft будут нами повышены на 5%, а половину повышения мы компенсируем за счет своей прибыли».

Константин Ефимов, руководитель отдела по закупке оборудования компании Selectel, сообщил, что в компании получили уведомление Microsoft о росте цен на ПО с 1 января. «На данный момент планов по повышению цен в 2022 г. текущим клиентам у нашей компании нет», – сказал Ефимов.

Как сообщил «Ведомостям» коммерческий директор ООО «Офис24» Александр Мальченко, компания получила уведомление о повышении цен на лицензии Microsoft от 1С. «Лицензии Microsoft входят в состав сервиса 1С в облаке, который мы предоставляем клиентам. Скорее всего, мы тоже будем вынуждены повысить стоимость сервиса, хотя последнее повышение было всего лишь в марте. Решение пока не принято», – сообщил Мальченко.

В этом году Microsoft уже повышал цены на свои продукты в России. С 1 октября рублевые цены на все сегменты коммерческого ПО и облачных сервисов выросли примерно на 15,2%. Таким образом, российские цены приблизятся к ценам, действующим в регионе Центральной и Восточной Европы, где они зафиксированы в долларах США, объяснила это решение корпорация.

Цена по модели SPLA формируется облачным провайдером самостоятельно, в зависимости от закупочной цены, устанавливаемой Microsoft, и цены на конкретную услугу провайдера, рассказывает директор по развитию облачных сервисов LanCloud Сергей Ерин. SPLA-лицензии запрещено перепродавать клиенту, их можно только включать в состав тех или иных услуг облачного провайдера, подчеркнул он. По оценке Ерина, в зависимости от конкретного облачного сервиса цена SPLA в нем может составлять от 10 до 80%. В России сейчас работает около 50 SPLA-провайдеров, совокупный объем их продаж вряд ли превышает 2 млрд руб. в год, полагает Ерин. Продажи Microsoft по другим моделям – Open Value, Enterprise Agreement и CSP – значительно больше, считает он.

Доля продаж ПО Microsoft в России по соглашениям SPLA составляет 10–15%, оценивает Мальченко. Чаще всего арендованным ПО пользуются компании малого и среднего бизнеса, которые стремятся оптимизировать расходы на лицензирование, серверное оборудование и его обслуживание, отмечает он.

«Экономическая природа» очередного, «такого значительного повышения цен» со стороны американской корпорации непонятна, обращает внимание Слизень. «Ведь цены устанавливаются в рублях, затраты на разработку Microsoft несет в долларах, а кросс-курс рубль/доллар за истекший год даже упал. Скорее всего, мы просто оплачиваем высокую инфляцию в США, вызванную несоразмерными бюджетными затратами американского правительства», – полагает он.