Продажи электросамокатов выросли минимум в два раза

На таком виде транспорта передвигаться дешевле, чем на такси и автомобилях
Высокий спрос на электротранспорт привел и к повышению цен на него/ Евгений Разумный / Ведомости

Штучные продажи электротранспорта в январе – апреле 2022 г. выросли более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель группы «М.видео-Эльдорадо», уточнив, что 85% спроса приходилось на электросамокаты, порядка 10% – на электровелосипеды, а остальное – на гироскутеры и моноколеса.

Схожие данные и у Ситилинк. У этой компании, по словам ее представителя, продажи электросамокатов за аналогичный период выросли на 91% в штучном выражении, а вот спрос на электровелосипеды остался на том же уровне. В 2 раза больше электротранспорта продали «Яндекс.Маркет» и Ozon.

Причем в этом году спрос распределялся по месяцам уже более равномерно: люди заранее готовились к сезону и покупали такие товары, даже когда на дорогах еще лежал снег, отмечает представитель первого маркетплейса. На «Сбермегамаркете» в категории сезонных видов транспорта больше всего выросли продажи гироскутеров и электросамокатов – более чем в 8 раз. Абсолютные цифры ни одна из компаний не предоставила. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уточняет, что в прошлом году в Россию было импортировано порядка 400 000 электросамокатов, но из них ритейлеры фактически реализовали 220 000–230 000. Данных по этому году у него нет.

Россияне все чаще выбирают электросамокаты как средство передвижения по городу на небольшие расстояния, а также для прогулок и активного отдыха, говорит представитель Ozon. Повлияло на продажи и увеличение популярности этого вида транспорта и расширение ассортимента под разные потребности, говорит руководитель департамента «Развлечения и гаджеты» «М.видео-Эльдорадо» Сергей Сухоруков. По его словам, появились модели для детей, с сиденьями, с большими колесами – для неровного покрытия и проч. Все это способствует улучшению технических характеристик, безопасности, долговечности транспорта и появлению новых производителей, отмечает он. С этим согласен и представитель Ozon. По его словам, многие пользователи, попробовав базовые модели электросамокатов, начали переходить на более функциональные с дополнительными опциями, например с сиденьем, встроенной USB-зарядкой и увеличенным запасом хода.

В феврале и на протяжении весны действительно сформировался ажиотажный спрос на средства индивидуальной мобильности – электровелосипеды, электросамокаты и прочие виды техники, согласен генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Такую тенденцию он связывает в том числе с ожиданием повышения стоимости таких товаров. В феврале люди скупали их по старым ценам, в которых не были учтены колебания валютного курса, разъясняет он. Кроме того, по словам Бурмистрова, сейчас есть также большой неудовлетворенный спрос на новые автомобили и он будет способствовать тому, что часть средств, запланированных на обновление или покупку нового автомобиля, могут быть направлены на приобретение средств индивидуальной мобильности.

Высокий спрос на электротранспорт привел и к повышению цен на него. Средний чек в этой категории вырос с 23 000 до 29 000 руб., отмечает представитель Ozon. Похожие цифры и у Муртазина: в 2021 г. было 21 000–22 000 руб., в этом сезоне – примерно 26 000 руб. Весь рынок по итогам прошлого года он оценивает в 4,6 млрд руб.

В «М.видео-Эльдорадо» при этом говорят о снижении среднего чека на 5% до 20 000 руб. В топ-5 самых популярных производителей электротранспорта вошли три китайские марки (IconBIT, Kugoo, Hiper) и две российские (Tribe и Mizar), сказал представитель компании.

Востребованность электросамокатов подтверждают и сервисы по аренде такого вида транспорта. Так, представитель Urent отмечает существенное увеличение числа поездок в апреле – начале мая: в 5–6 раз в отдельных городах. Люди начинают активнее пользоваться самокатом как транспортом: в этом сезоне до 75% поездок совершены на расстояние 4–7 км – до остановок общественного транспорта и метро. Еще одна причина – экономическая: на таком виде транспорта зачастую передвигаться дешевле, чем на такси или личном автомобиле. Представитель другого крупного сервиса аренды, Whoosh, отметил, что в этом году еще и сезон в Московском регионе начался раньше и в среднем количество активных пользователей и поездок в апреле 2022 г. увеличилось на 25–30% по сравнению с аналогичным месяцем в прошлом году. Все больше людей выбирают электросамокаты как сезонное дополнение к привычному городскому транспорту, подтверждает представитель «Яндекса» (развивает это направление с июля 2021 г.). Увеличивается у компании, по его словам, и число городов присутствия. Например, в апреле ее самокаты появились в Санкт-Петербурге в дополнение к Москве и Краснодару.

Объем рынка проката самокатов в 2021 г. составил около 12 млрд руб., к 2024 г. он может достичь 30–40 млрд руб., говорилось в исследовании, которое провело издание «Трушеринг». По его данным, на этом рынке сейчас работает около 50 кикшеринговых компаний, которые представлены в 90 городах России.