Французский оператор Eutelsat приобретет британскую OneWeb
Но ее перспективы и после этого неочевидныБританская корпорация OneWeb может в скором времени объединиться с французским спутниковым оператором Eutelsat, сообщает газета The Telegraph. По подсчетам издания, покупатели оценили OneWeb в $3 млрд, при том что рыночная стоимость Eutelsat оценивается в $2,4 млрд. В случае успеха сделки, добавляет The Telegraph, Британия лишится компании, которая могла составить прямую конкуренцию Илону Маску с его проектом Starlink.
The Telegraph сообщает со ссылкой на источники в правительстве Великобритании, что продажа OneWeb французам – это действенный способ поддержать убыточную компанию и при этом сохранить контроль над ней. Источники уверяют, что в результате сделки блокирующий пакет акций останется в руках правительства, которое наложит вето на перенос штаб-квартиры из Лондона.
Кроме того, власти будут иметь решающий голос в определении будущего компании. Однако в самой OneWeb считают, что правительство допустило грубую ошибку, разрешив продажу корпорации. Как сообщил изданию собеседник из руководства компании, власти «в очередной раз не разглядели выгоду у себя под носом».
Сделка грозит Британии и политическими трудностями. 20% акций Eutelsat принадлежит правительству Франции, а 5% – китайскому государственному фонду China Investment Corp. Таким образом, подчеркивает британское издание, OneWeb частично перейдет под контроль геополитических соперников Запада. К тому же, несмотря на специальную военную операцию (СВО) на Украине, спутники Eutelsat продолжают обслуживание 15 млн домохозяйств в России, транслируя телесигнал. В том числе французский оператор обеспечивает вещание тех каналов, которые, по мнению организации «Репортеры без границ», находятся «на острие российской военной пропаганды».
Ранее британское правительство приложило немалые усилия для сохранения компании. В 2020 г., когда над OneWeb нависла угроза банкротства, ее спасло решение бывшего премьер-министра Бориса Джонсона, выделившего значительную государственную помощь: суммарно правительство Великобритании и Bharti Global инвестировали в компанию более $1 млрд.
За такой системой, как OneWeb или Starlink корпорации SpaceX, должен стоять крупный якорный заказчик, разбирающийся в интернете: у Starlink это Google, у OneWeb его нет, говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Отказ от пусковых услуг «Роскосмоса» в марте этого года приведет к адаптации под другие ракеты-носители на период 1,5–2 лет, за которые Starlink уйдет еще дальше, продолжает эксперт. Однако последствия антироссийских санкций после СВО для систем низкоорбитального интернета таковы, что и OneWeb, и Starlink вряд ли получат лицензии в странах БРИКС, так как все убедились, что услуги подобных критически важных систем могут быть легко отключены по инициативе властей США, говорит Ионин. Если же OneWeb собралась позиционировать себя вместе с Eutelsat как общеевропейский оператор, подобная система не очень нужна, так как ЕС не является субъектом мировой политики и тоже зависим от США, заключает эксперт.
Переговоры с Eutelsat показывают, что такие системы, как OneWeb, требуют огромных инвестиций и даже такая страна, как Великобритания, не может их себе позволить, резюмирует эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов.