Спрос на комплектующие для компьютеров и ноутбуков вырос в несколько раз
При этом в России расширяется и первичный, и вторичный рынок электронных компонентовПродажи комплектующих для самостоятельного ремонта и апгрейда компьютеров и ноутбуков по итогам первых девяти месяцев выросли год к году в 2–4 раза в зависимости от категорий. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «М.видео-Эльдорадо», тенденцию роста сегмента подтвердили представители Wildberries, Ozon и «Авито» (абсолютных цифр собеседники не приводят). Кратный рост спроса связан с уходом иностранных вендоров с российского рынка и подорожанием готовой продукции у официальных реселлеров.
Наибольшим спросом в январе – сентябре у покупателей «М.видео-Эльдорадо» пользовались видеокарты, оперативная память, жесткие диски, корпуса для компьютеров и процессоры, говорит представитель ритейлера. Максимальная покупательская активность, по его словам, пришлась на февраль – март.
На Wildberries спрос на комплектующие в штуках с марта по сентябрь вырос почти в 3 раза (на 190%) год к году, а на отдельные категории – например на SSD-накопители и аккумуляторы для ноутбуков – даже в 4 раза. Кроме того, активно покупали термопасты для охлаждения процессора и видеокарт, добавил представитель маркетплейса. На Ozon продажи в штуках по всей категории компьютеров и комплектующих за первое полугодие увеличились более чем вдвое к прошлому году, приводит данные представитель площадки. Кратно вырос спрос на процессоры, жесткие диски и сетевые накопители, а также на лидирующие в своем сегменте видеокарты Nvidia. Заметнее всего спрос на подобное оборудование рос в марте, отмечает представитель компании.
Представители «Юлы» и «Ситилинка» сообщили, что не фиксируют роста продаж комплектующих с начала года. В «Яндекс.Маркете» и «Сбермегамаркете» отказались от комментариев «Ведомостям».
После начала СВО на Украине стремительно рос не только первичный, но и вторичный рынок комплектующих, отметил представитель «Авито». Продажи запчастей в марте выросли на 29% по сравнению с февралем и на 33% по сравнению с мартом 2021 г., говорит он. В целом за период с февраля по сентябрь комплектующие на «Авито» покупали на 16% активнее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом спрос на технику и комплектующие на площадке растет не первый год, уточнил собеседник.
В данный момент цены ряда комплектующих вернулись к уровню начала года, например, более доступными стали видеокарты, говорит представитель «М.видео-Эльдорадо». Самое большое снижение цен приходится на категорию видеокарт, подтверждает представитель «Ситилинка». По его словам, это следствие снижения спроса на майнинг криптовалют. Например, стоимость видеокарты Palit Nvidia GeForce RTX 2060SUPER снизилась с пикового значения в марте в 5 раз. При этом на сегмент процессоров продолжают влиять сложности на производстве, коронавирусные ограничения в странах Азии и ряд других факторов, что сказывается и на ценах, отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо».
Сейчас рост спроса на запчасти и комплектующие наблюдается в сегменте не только компьютерной техники, но и автомобилей и других технически сложных товаров, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, это связано со снижением доходов населения и переходом к модели сокращения потребления, ограничением ассортимента, а также ростом цен на товары, которые поставляются в рамках параллельного импорта. Ценовая разница по реперным моделям ноутбуков с зарубежными странами вроде ОАЭ составляет от 30% и выше, объясняет он. «Это приводит к тому, что подходы к жизненному циклу техники, ее замене существенно пересматриваются, – говорит он. – Потребители стараются ремонтировать, поддерживать работоспособность техники, чтобы не осуществлять ее замену как минимум до середины 2023 г.».
Цены на готовые ноутбуки и ПК в ритейле держатся на прежнем уровне, тогда как стоимость комплектующих снизилась, добавляет руководитель департамента закупок дистрибутора 3Logic Group Максим Родионов. «Получается, что иногда «самособранный» ПК может оказаться на 15% выгоднее готового с полки ритейлера», – говорит он. Взрыв продаж на маркетплейсах, по словам Родионова, связан с тем, что сегмент комплектующих на этих площадках стал представлен более широко: на них выходит множество продавцов, которые ранее фокусировались на продажах через собственные сайты.
Структура каналов продаж комплектующих существенно изменилась, в последние три года рынок в значительной мере перешел на интернет-продажи, добавляет источник «Ведомостей» в одном из дистрибуторов электроники. Сейчас серьезно растет серый рынок, продолжает он, а это значит, что неофициальным поставщикам можно держать цены минимум на 20% ниже за счет неуплаты НДС. В этой ситуации себя неплохо чувствуют интернет-площадки, которые получают комиссию с серьезно выросшего количества продавцов, объясняет собеседник «Ведомостей». При этом текущие продажи комплектующих – это определенный пик, постепенно рынок уйдет в минус по прибыльности, считает он. По его словам, из-за высокой конкуренции рынок сейчас падает на 3–5% в неделю.