Иностранные интернет-компании смогут обойти требование отключить рекомендательные алгоритмы

Российский интернет-бизнес борется за возможность монетизировать информацию о пользователях
Наибольшие потери может испытать на себе электронная коммерция, указано в документе/ Максим Стулов / Ведомости

Отключение рекомендательных алгоритмов может поставить российские интернет-сервисы в неконкурентное положение по отношению к западным. Механизм отключения предусмотрен законопроектом, который разрабатывает зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. Письмо с позицией интернет-отрасли по законопроекту было направлено в начале декабря АНО «Цифровая экономика» (в него входят «Сбер», «Яндекс», VK) в адрес Минцифры, Минэкономразвития, комитета Госдумы по информполитике и управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.

«Ведомости» ознакомились с копией документа и направили запросы по списку получателей. Представитель АНО «Цифровая экономика» подтвердил отправку письма. Представитель Минэка сообщил, что в министерстве не получали письма. Остальные структуры на запрос «Ведомостей» не ответили.

Рекомендательные алгоритмы – это механизмы на базе искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют подбирать релевантные товары и услуги на основе предыдущих запросов пользователя. Их активно используют поисковые системы, маркетплейсы, соцсети, онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы и др.

По мнению Горелкина, механизм работы рекомендательных алгоритмов платформ сегодня непрозрачен и непубличен. «Большинство пользователей не осознают, что являются объектами манипуляций и продвижения определенных идей, а их лента формируется рекомендательным сервисом, а не ими самими», – объяснял депутат. «Мы не хотим запрета или контроля над рекомендательными сервисами по китайской модели. Мы хотим ответственного отношения бизнеса к применению алгоритмов и права гражданина отказаться от их использования», – обосновывал Горелкин необходимость принятия поправок.

Но принятие законопроекта в текущем виде несет существенные финансовые потери, а также может негативно повлиять на ценообразование услуг и привести к росту издержек рекламодателей и конечных потребителей, отмечают авторы письма АНО. В документе рассматривается несколько направлений, которым будет нанесен наибольший ущерб, – это электронная коммерция, реклама и контентные сервисы.

Наибольшие потери может испытать на себе электронная коммерция, указано в документе. Согласно экспериментам, проведенным одним из крупнейших российских маркетплейсов, временное отключение рекомендательных технологий приводит к потерям 4,6% оборота платформы. Таким образом, только для крупных платформ и их поставщиков (исходя из прогнозного оборота 2021 г.) потери составят порядка 20 млрд руб., а для всей отрасли – более 100 млрд руб. в год, говорится в письме.

«В этой связи можно говорить о нарушении условий справедливой конкуренции между российскими и иностранными цифровыми компаниями», – указывают авторы.

Регулирующее воздействие законопроекта ощутят на себе только отечественные компании, поскольку иностранные цифровые сервисы не станут исполнять введенные требования, объясняет директор по аналитике АНО «Цифровая экономика», директор Института исследований интернета Карен Казарян. Кроме того, это неминуемо отразится на качестве контента и на объективности обратной связи от пользователей, что приведет к падению качества предоставляемых сервисов, предупреждает он.

Летом рассматривались две версии законопроекта – «легкая» и «жесткая», рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с обсуждением. «Жесткая» версия наряду с регулированием поисковых систем, маркетплейсов, сервисов размещения объявлений и соцсетей предполагает еще и регулирование аудиовизуальных сервисов (онлайн-кинотеатров, сервисов прослушивания музыки и др.). От «легкой» версии законопроекта его авторы отказались, знают оба собеседника.

В качестве альтернативы принятию законопроекта авторы письма предлагают саморегулирование на базе разрабатываемых предпринимательским сообществом этических правил создания и применения рекомендательных сервисов. Так, в Кодексе этики в сфере ИИ и Кодексе этики использования данных уже закреплены кейсы по использованию рекомендательных алгоритмов. Для самостоятельного регулирования рынка в составе комиссии по реализации Кодекса этики ИИ была создана рабочая группа по рекомендательным сервисам, отмечает председатель комиссии, директор Центра регулирования ИИ «Сбера» Андрей Незнамов.

Отрасль предлагает дать год на оценку эффективности этических норм после их принятия и только после этого рассмотреть необходимость расширения законодательного регулирования. Еще одним выходом могло бы стать проведение внутреннего эксперимента на базе одного из рекомендательных сервисов, когда в тестовом режиме пользователь мог бы отказаться от такой услуги, отмечает Казарян.

Рекомендации делают сервисы удобнее и становятся конкурентным преимуществом компаний, которые инвестируют в их развитие, подчеркивает представитель «Яндекса». «Единое регулирование рекомендаций без учета специфики разных IТ-бизнесов с высокой долей вероятности поставит российские сервисы в неравные конкурентные условия с иностранными игроками», – подтверждает он. Источник в российской IТ-отрасли добавляет, что излишнее регулирование затрудняет процесс поддержки и доработки удобных для пользователей сервисов. В VK отказались от комментариев. «Ведомости» направили запросы в Google и Facebook (принадлежит признанной в РФ экстремистской Meta и заблокирован).

Поскольку рекомендательные алгоритмы строятся на основе наших предпочтений и популярности товара у широкого круга потребителей, отключение рекомендаций отбросит нас на 20 лет назад, когда мы бесконечно долго листали каталоги магазинов, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

В популярных онлайн-кинотеатрах рекомендации решают проблему избыточного выбора, предлагая пользователю фильм или сериал, который, по расчетам ИИ, с высокой вероятностью его заинтересует, отмечает генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Отключение персональных подсказок приведет к ощущению «смотреть нечего» и разочарованный пользователь может не продлить подписку, а это, в свою очередь, даст фору пиратам, предупреждает он.

Очевидно, что предоставление пользователям возможности отключения рекомендательных сервисов приведет к тому, что такая возможность будет реализована только на российских платформах, а зарубежные будут при этом по-прежнему использовать алгоритмы таргетирования, рассуждает директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. Это предоставит им преимущества, в том числе в способах монетизации информации о пользователях, которой они владеют.

Формально все равны перед законом и судом, это конституционная гарантия (ст. 19 Конституции РФ), но фактически иностранные интернет-компании действительно выполняют те требования, которые могут и хотят, полагает член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций юрист Павел Катков. До зарубежной компании очень сложно дотянуться: у нее нет активов, отсутствуют счета, которые можно арестовать, или имущество, которое можно взыскать, ей безразличны судебные решения и их исполнение, перечисляет он. Мерами административной ответственности применительно к конкретным нормам могут быть крупные штрафы и, возможно, ограничение доступа к ресурсам, владельцы которых допускают регулярные нарушения закона, рассуждает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

«В законопроекте имеет смысл предусмотреть возможность не запрета рекомендательных сервисов как таковых, а запрета на использование определенной информации о пользователе – в принципе, такое положение уравняло бы всех участников рынка, ведь иностранные платформы уже обязаны соблюдать аналогичные положения в рамках GDPR (закон ЕС, регулирующий оборот персональных данных. – «Ведомости»)», – заключает Орехович.