«Мегафон» пытается компенсировать повышение тарифов недовольным абонентам

Но через несколько месяцев абонентам придется платить по повышенным тарифам самостоятельно
Абонентам все равно придется через несколько месяцев оплачивать повышенный тариф самостоятельно / Андрей Гордеев / Ведомости

«Мегафон» может компенсировать отдельным абонентам повышение тарифов, анонсированное в конце декабря 2022 г. Предложение о начислении ежемесячного бонуса в размере 65 руб. на счет в течение полугода получили два сотрудника «Ведомостей», пользующиеся услугами этого оператора. Они обратились в техподдержку «Мегафона» в конце прошлого года, после того как получили уведомления о повышении стоимости услуг в январе 2023 г.

«От изменений не отказаться, увы. Мне не хочется, чтобы ситуация расстраивала вас. Как компенсацию я могу предложить «Бонус 65 руб. каждый месяц на 6 месяцев», – сообщил оператор техподдержки «Мегафона» одному из абонентов. По словам этого клиента, он обратился в техподдержку после того, как его уведомили, что его тариф планируется повысить на 45,5 руб. до 500,5 руб. в месяц. В качестве альтернативы ему предложили перейти на тариф за 510 руб. в месяц с большим количеством минут и интернет-трафика.

По словам другого клиента «Мегафона», компания уже второй раз за последнее время объявила ему о планируемом повышении его тарифа: как раз на 65 руб. до 715 руб. в месяц. «Мне жаль, что мы причиняем вам неудобства. Хочу предложить вам бонус 65 руб. каждый месяц на полгода. Согласны?» – ответил ему представитель техподдержки компании. Абонент согласился на предложение, после чего получил сообщение об активации услуги. «Ваш бонус на счет активирован. В следующие шесть месяцев каждого первого числа на него будет зачисляться 65 руб.», – отмечалось в полученном сообщении.

В декабре 2022 г. «Ведомости» уже сообщали, что «Мегафон» в sms-рассылке уведомил часть абонентов о повышении их тарифов с нового года. Речь шла о повышениях на 30–70 руб. в зависимости от пакета. Тогда же действиями оператора заинтересовалась ФАС: после публикации «Ведомостей» регулятор сообщил, что инициировал расследование в отношении «Мегафона» и Tele2, также объявившей абонентам о повышении цен.

По действующему законодательству операторы вправе повышать тарифы на свои услуги, но не выше уровня инфляции. Годовая инфляция в России по состоянию на 19 декабря (к моменту анонса индексации тарифов) замедлилась до 12,35%, сообщал Росстат. Официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2022 г. составлял 12,4%. Рост цен на тарифы «Мегафона» составил порядка 10%, Tele2 – 12%, что не противоречило действующему законодательству, сообщал в декабре «Ведомостям» аналитик «Финама» Леонид Делицын.

Но чтобы повышение тарифов считалось законным, операторы обязаны уведомлять ФАС не ранее чем за две недели до планируемого повышения. Оператором Tele2 это требование было соблюдено, а уведомлений от «Мегафона» регулятор в декабре не получал, сообщал тогда «Ведомостям» представитель ведомства.

Представитель «Мегафона», отвечая в декабре на вопрос абонента о повышении цен, заверил, что представил в ФАС «полное обоснование повышения тарифов, в том числе детальную информацию о росте затрат компании на оказание услуг». «До настоящего момента ответа от оператора связи в ведомство не поступало», – настаивает представитель ФАС в ответ на запрос «Ведомостей» от 9 января.

Представитель «Мегафона» в ответ на запрос «Ведомостей» подтвердил 10 января, что ряду абонентов предоставлены более комфортные ценовые условия, а ФАС направлено обоснование «повышения ряда архивных тарифов, произошедшее в 2022 г.». «По предстоящему изменению мы ответим на запрос антимонопольной службы в установленные сроки», – добавил он.

Так или иначе все без исключения операторы повышают тарифные планы, констатирует гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. При этом компании «стараются укладываться» в нормативы ФАС по инфляции, добавил он. Повышение расценок неизбежно в силу всеобщего роста цен, отметил он. В то же время операторы закладывают отдельные бюджеты на удержание лояльных абонентов: тем, кто на протяжении длительного времени пользуется услугами того или иного оператора, компании стараются предлагать дополнительные скидки и бонусы. «При изменении ценовых характеристик всегда есть определенный бюджет на подобные скидки, никто не хочет отпускать «качественного» абонента», – отметил Кусков.

«К сожалению, при изменении условий в рамках одного тарифа сотовым оператором в одностороннем порядке закон не на стороне абонента», – отмечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Порядок одностороннего изменения тарифов за услуги сотовой связи предусматривается в договорах между оператором и абонентом, указывает он.

Вопросы предоставления каких-либо бонусов по общему правилу решаются оператором в индивидуальном порядке: такие бонусы (акции) не предусмотрены ни законодательством, ни договором, продолжает Учитель. По его словам, предоставляя такие бонусы, оператор ориентируется на поддержание лояльности какой-либо группы абонентов. «В данном случае юридической обязанности предоставить какой-либо бонус (скидку) всем абонентам не существует. Поэтому абонент, который не получил соответствующего предложения от оператора, не вправе требовать его предоставления», – поясняет юрист.

С учетом разбирательства ФАС ключевым обстоятельством, которое подлежит выяснению и доказыванию, является обоснование повышения стоимости услуг, добавил Учитель. «Здесь либо операторы документально подтверждают наличие экономического обоснования увеличения тарифов, либо ФАС выносит предписание об устранении нарушений. Поэтому, строго говоря, предоставление бонусов и скидок не влияет на оценку законности (обоснованности) повышения цен», – резюмировал он.