Белорусские холодильники пользуются повышенным спросом

Среди популярных марок бытовой техники также отечественные «Саратов» и «Бирюса»
Евгений Разумный / Ведомости

Ритейлеры зафиксировали повышенный спрос покупателей на белорусские холодильники Atlant из-за сокращения присутствия на российском рынке международных марок. По данным группы «М.видео-Эльдорадо», белорусский Atlant в 2022 г. вошел в топ-5 производителей холодильников. В прошлом году продали около 245 000 холодильников марки Atlant, следует из статистики ГК «F+ tech-Марвел».

В 2022 г. на российском рынке было продано более 3 млн холодильников, подсчитала «F+ tech-Марвел». «М.видео-Эльдорадо» называет схожие цифры и добавляет, что морозильных ларей и камер купили около 1 млн шт. По данным «F+ tech-Марвел», объем российского рынка холодильников составил 120 млрд руб. Лидерами стали Haier (доля рынка в деньгах – 20,6%), LG (12,3%), Atlant (6%), Indesit и Beko (по 5,7%).

В 2022 г. по сравнению с предыдущим годом продажи брендов из России и стран СНГ на отечественном рынке в категориях холодильников, морозильных камер и ларей, плит, кухонных вытяжек и стиральных машин увеличились на 34% и достигли 2,3 млн шт., сообщил «Ведомостям» представитель «М.видео-Эльдорадо». Доля производителей из России, Белоруссии и Узбекистана в натуральном выражении приблизилась к 40% в плитах, морозильных камерах и ларях, добавил он. Средняя доля локализованных брендов в пяти данных категориях достигла почти 22%.

В целом продажи бытовой техники из России и Белоруссии в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом выросли примерно в полтора раза, рассказал «Ведомостям» представитель «М.видео-Эльдорадо». Эту тенденцию подтвердил замдиректора компании «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий.

По итогам прошлого года продажи лидера Atlant в сегменте холодильников выросли более чем в 1,5 раза в штуках по сравнению с предыдущим годом, подтверждает представитель «Ситилинка». На Ozon по итогам девяти месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом в предыдущем году россияне приобрели в 2 раза больше морозильной техники Atlant. Холодильные камеры от Atlant действительно оказались среди лидеров спроса в 2022 г., подтвердил представитель Wildberries.

Помимо того значительно выросли продажи российских холодильников и морозильных камер «Саратов», Pozis и кухонных вытяжек и плит отечественных Elikor и Flama, рассказали представители площадок. В топ продаж вошли морозильные лари «Бирюса», которые россияне покупают как для индивидуального пользования, так и для коммерческих нужд.

В сегменте мелкой бытовой техники в штучных продажах на Ozon лидировала российская торговая марка Redmond. На Wildberries покупали кофемашины и мясорубки Polaris, а также микроволновые печи StarWind, рассказал представитель маркетплейса.

В наиболее крупную категорию по объему приобретенной техники локализованных брендов попали электрические и газовые плиты: на 1-м месте оказался белорусский Gefest, а в число лидеров вошли российские Darina и Flama, указал представитель «М.видео-Эльдорадо». В числе популярных производителей кухонных вытяжек традиционно оказался российский Elikor, сообщил представитель ритейлера. В категории телевизоров спросом пользовались белорусский «Витязь» и узбекский Artel.

Бренды из России и СНГ действительно нарастили свою долю во всех категориях бытовой техники, но их соотношение разнится, обращает внимание Солтицкий. По данным «F+ tech-Марвел», марки из России и соседних стран доминируют в кухонных вытяжках (две трети рынка в денежном выражении), занимают 30% в холодильниках и 15% – в стиральных машинах.

Высокий интерес наблюдался и к собственным торговым маркам крупных ритейлеров. Продажи крупной бытовой техники SunWind (принадлежит «Ситилинку») в штуках выросли более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом. «М.видео-Эльдорадо» также предлагает товары под собственными торговыми марками Novex и Hi. Наибольшую долю техника ритейлера занимает в продажах холодильников с верхней морозильной камерой (46%), в однодверных холодильниках (31%) и морозильном оборудовании (18,5%), сообщил представитель компании.

В то же время в 2022 г. россияне чаще всего отдавали предпочтение брендам из КНР и с Тайваня, отметил представитель Wildberries. Это связано с более привлекательной стоимостью и доступностью ассортимента брендов из Азии. Например, самая востребованная марка стиральных машин в 2022 г. у покупателей интернет-площадки – Haier, среди микроволновых печей чаще всего выбирают BBK, а среди холодильников – Hansa и Midea.

Рост спроса на бытовую технику брендов из России и стран СНГ связан с ее конкурентоспособностью по цене и доступностью большого ассортимента моделей, а также с отсутствием проблем с гарантийным обслуживанием, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Перечисленные белорусские и российские бренды уже давно были представлены на российском рынке и потребитель их хорошо знал, продолжает аналитик.

В прошлом году часть брендов высокого ценового сегмента ушла, часть брендов подорожала, а у части возникли проблемы с гарантией, напоминает Бурмистров. Кроме того, международные компании свели на нет всю маркетинговую активность, а российские и белорусские, напротив, смогли получить больший эффект от инвестиций в продвижение, добавляет он.

Ассортимент бытовой техники действительно сильно изменился за последний год, констатирует гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В то же время утверждение, что бренды из России и стран СНГ заняли большую долю продаж на российском рынке, будет лукавством, говорит он. Наиболее заметными в прошлом году были продажи белорусских Atlant и Gefest, знакомых потребителям еще с советских времен. В целом же иностранные марки скорее замещаются не отечественными товарами, а китайской продукцией, например Haier, указывает аналитик.

После ажиотажных покупок весной 2022 г., особенно в высоком ценовом сегменте, покупательское поведение стабилизировалось, отметил Бурмистров. Дальше в условиях резкого повышения цен произошло смещение спроса в большей степени в низкий ценовой сегмент, где сразу стало заметно присутствие брендов из РФ и стран СНГ, а также собственных торговых марок крупнейших ритейлеров, полагает он.

«Сохранение позитивного тренда прошлого года мы видим и в начале года текущего – продажи увеличились вдвое», – сообщил коммерческий директор «М.видео-Эльдорадо» Олег Муравьев. Вероятнее всего, в этом году тенденция к росту продаж на рынке отечественной бытовой техники и производства соседних стран будет сохраняться, соглашается Кусков. Рынок бытовой техники уже определяется брендами из Китая, России и стран СНГ, поэтому влияние санкций будет минимальным, подтверждает Солтицкий.

Напротив, по прогнозам Бурмистрова, в 2023 г. потребление будет сокращаться, а покупатели сохранят модель жесткой экономии и фокус на приобретении б/у техники или ремонте используемой, особенно брендов, которые ушли из России.

«Ведомости» направили запросы в Atlant, Pozis, Elikor, Flama и «Бирюсу».