Новые регионы России начали отображать в навигационном сервисе

Первым считать эти территории частью России осмелился Navitel
Александр Демьянчук / ТАСС

Разработчик навигационного ПО и карт Navitel, в который инвестировал сотовый оператор МТС, начал отображать принадлежность к РФ ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Об этом сообщили «Ведомостям» три пользователя из ДНР. «Ведомости» убедились в том, что при скачивании последней обновленной карты России, датированной I кварталом 2023 г., указанные регионы отображаются в границах нашей страны.

Navitel – первый картографический сервис, который начал отображать эти регионы в составе РФ, хотя официально в состав России они вошли после референдумов 30 сентября 2022 г. «Яндекс.Карты» в целом убрали границы государств на обзорной карте мира, сообщал «Яндекс» еще в июне 2022 г. В Google.Maps территория четырех регионов обозначена как часть Украины. В Maps.me республики включены в пакет карт «Украина», а в российском 2ГИС карты Донецка, Луганска, Мелитополя и Херсона недоступны.

Представитель «Яндекс.Карт» воздержался от комментариев. В Google, 2ГИС, Maps.me не ответили на запросы «Ведомостей».

Компания Navitel была создана в 2006 г. и специализируется на разработке навигационных устройств и видеорегистраторов. Она имеет представительства в Чехии, Польше, на Украине и в Казахстане, а количество пользователей ее продуктов превышает 40 млн, указано на ее сайте. В приложении Navitel доступны карты стран Европы (полное покрытие, включая СНГ), Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Перу, Чили, Венесуэла и др.) и Азии (Казахстан, Турция, Азербайджан, Филиппины, Мальдивы и др.).

Юрлицом Navitel, зарегистрированным в Москве, является АО «Центр навигационных технологий» (АО «ЦНТ»). По данным ЕГРЮЛа, 100% АО «ЦНТ» принадлежит ООО «Торговый дом ЦНТ», которым на 50,15% владеет ООО «МТС авто», еще 24% находится в собственности у Алексея Першина, 23,95% – у Дениса Першина, 1,2% – у Александра Казакова и 0,7% – у ПАО «МТС».

В октябре 2022 г. МТС инвестировала в группу компаний «Навител» и в результате получила контроль в ГК, сообщалось в пресс-релизе телекомоператора. Необходимость вложений МТС объясняла тем, что это «позволит сформировать собственную геоплатформу для развития сервисов экосистемы и решений для транспорта». Как указывал в пресс-релизе гендиректор «МТС авто» Денис Смирнов, геолокационные и картографические решения Navitel должны были использоваться более чем в 60 проектах МТС, таких как умные автомобили, мониторинг транспорта, кикшеринг, рекламные и рекомендательные сервисы. Синергия «МТС авто» и «Навитела» должна была стать основой для применения беспилотных автомобилей в будущем, отмечал он же.

«Ведомости» направили запросы в МТС и «Навител».

«Навител» не слишком распространен, в основном в новых регионах пользуются картами «Яндекса», рассказали «Ведомостям» три пользователя из новых субъектов РФ. «Для просмотра рельефа местности удобен Google Earth, если нужно построить маршрут, то «Яндекс.Карты», а Navitel можно применять только в машине в дальних поездках, где могут быть проблемы с интернетом», – пояснил один из них. По словам второго, приложение Navitel используют, как правило, автомобилисты, которые скачивают офлайн-карту и пользуются ею в поездках при отсутствии стабильного подключения к мобильному интернету. Третий пользователь отметил, что в некоторых автомобилях предустановлен навигатор Navitel и поэтому пользователям удобно продолжать применять именно его. Два других опрошенных «Ведомостями» собеседника ежедневно используют только «Яндекс. Карты».

Далеко не вся территория новых регионов покрыта доступным мобильным интернетом, поэтому офлайн-карты могут быть выходом из ситуации при прокладывании логистических цепочек для большегрузного транспорта или для личного передвижения по регионам, согласен эксперт консалтинговой группы «Полилог» Александр Хазариди. «Navitel специализируется по большей части на офлайн-решениях для спутниковой навигации, поэтому активизация работы в новых субъектах РФ, где есть проблемы с интернетом, логична. Это помогает продвинуть продукт на новых территориях, куда конкуренты не готовы заходить по техническим или политическим причинам», – указывает эксперт.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что «Navitel – это зарекомендовавший себя сервис, главным преимуществом которого является доступность в офлайн-режиме: соединение будет идти через «Глонасс» или GPS». «В условиях боевых действий для перемещающихся по дорогам жителей населенных пунктов этот сервис удобен», – рассуждает он.

Нежелание крупных картографических сервисов менять принадлежность спорных территорий связано с опасениями санкционного давления, объясняет член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. Безусловно, какое-то специальное «санкционное законодательство», содержащее нормы, из которых было бы заранее понятно, к кому и какие санкции будут применены, в мире отсутствует, продолжает он. Санкции – это всегда точечные действия, результат ручного управления и разовых решений в отношении конкретных людей и компаний. Но, опираясь на уже имеющийся санкционный опыт, можно предположить, что санкции могут иметь место, причем не только к компании, но и к ее владельцам и инвесторам, предупреждает Катков.

Впрочем, вряд ли у Navitel большое количество пользователей, наиболее популярными в России и странах СНГ все же остаются «Яндекс.Карты» и Google Maps, продолжает Кусков. Но из-за того что «Яндекс» отключил возможность скачать карту на устройство, а в Google Maps функция офлайн-навигации недоступна, можно сказать, что для Navitel это является конкурентным преимуществом, указывает он.