Число трекеров для сбора данных об интернет-пользователях выросло почти на 20%

Но они стали собирать меньше информации из-за роста популярности VPN
Речь идет о программах, встраиваемых в код интернет-сайтов для сбора информации о действиях пользователя/ Евгений Разумный / Ведомости

За год количество веб-трекеров, собирающих информацию о пользователях на интернет-сайтах, выросло на 17,5% – с 40 млрд в конце июня 2022 г. до 47 млрд в конце первого полугодия 2023 г. При этом в конце июня 2021 г. таких трекеров было всего 21 млрд. Эту статистику приводят эксперты по кибербезопасности компании «МТС Red», проанализировав активность в интернете 80 млн абонентов оператора. «Взрывной» рост числа трекеров подтверждает руководитель направления экспертизы и аналитики группы компаний «Гарда» Алексей Семенычев.

Речь идет о программах, встраиваемых в код интернет-сайтов для сбора информации о действиях пользователя. Трекеры автоматически активируются, когда пользователь заходит на сайт, и могут собирать такую информацию, как адреса электронной почты, учетные данные для входа, платежные реквизиты, предпочтения поиска, продолжительность пребывания пользователей на веб-сайтах, данные о местоположении, тип используемого устройства, загруженные приложения и т. д. Основной целью веб-трекинга является монетизация собранной информации – целевая реклама с учетом интересов пользователей, оптимизация сайта под предпочтения посетителей и т. п.

Новости следят за вами

При посещении одной веб-страницы в среднем активируется 21 трекер, подсчитали в «МТС Red». При этом количество запускаемых на сайте трекеров зависит от тематики ресурса. Больше всего – в среднем около 30 трекеров – активируется на страницах новостных сайтов, за ними следуют интернет-магазины (26 трекеров), видеохостинги (22 трекера), социальные сети и IT-ресурсы (18 трекеров).

В то же время объем собираемой трекерами информации снижается, отмечается в исследовании «МТС Red»: за первые шесть месяцев 2023 г. этот показатель для всех абонентов оператора составил 326 Тб, что на 11,5% меньше, чем в тот же период прошлого года. Этот тренд эксперты объясняют оптимизацией трекеров, а также изменением поведения людей в интернете вследствие блокировки ряда веб-ресурсов.

Препятствовать работе трекеров могут в том числе VPN-сервисы, используемые для обхода блокировок, говорит специалист лаборатории компьютерной криминалистики компании FAССT (бывшая Group IB) ​​Игорь Михайлов. В 2022 г. Россия поднялась с 16-го на 2-е место в мире по количеству скачиваний VPN-сервисов, писали «Ведомости».

Сейчас порядка 80% веб-сайтов используют те или иные виды веб-трекеров, говорит Михайлов. О количестве трекеров можно судить по личному опыту, отмечает руководитель направления «Расследование инцидентов информационной безопасности» компании FBK CyberSecurity Игорь Собецкий. «Только в течение сегодняшнего дня при крайне незначительном использовании смартфона было заблокировано 277 трекеров. За неделю устройство заблокировало 3400 трекеров, а за месяц – уже 15 300. На компьютере при более интенсивном использовании сети было заблокировано 47 500 трекеров. При активном использовании интернета количество трекеров может составить сотни тысяч в месяц», – рассказал он.

Какие бывают трекеры

В основном владельцы сайтов используют пять основных видов веб-трекеров, объясняет Михайлов. Первый – отслеживающие файлы cookie (большинство сайтов предупреждает пользователя об их использовании). Это наиболее распространенные веб-трекеры, которые сохраняют настройки пользователя при посещении им конкретного веб-ресурса, говорит он. Наиболее распространенный тип трекеров – это cookie, подтверждает директор по технологиям Media Direction Group Александр Папков. Но уже не первый год идет процесс перехода к cookieless-решениям в рамках борьбы за приватность данных пользователей, отмечает эксперт.

Второй тип – отслеживающие IP-адреса, т. е. уникальный набор цифр, который определяет физическое местоположение посетителя веб-сайта. Многие веб-сайты используют подобные трекеры, чтобы понимать, из каких мест к ним приходит аудитория, это важно для развития сайта и его продвижения в интернете, продолжает Михайлов.

Помимо того, в маркетинговых и рекламных целях активно используются веб-маяки – однопиксельные прозрачные графические изображения, которые прикрепляются к веб-страницам и фиксируют поведение пользователя. Четвертый тип трекеров «отпечатки пальцев» веб-браузера, т. е. информация о конкретном устройстве, с которого заходит на сайт пользователь, необходимая для корректного отображения информации. Часто передаваемая сайту информация настолько уникальна, что позволяет отслеживать действия пользователя в интернете, когда он последовательно посещает несколько сайтов, на которых используются одинаковые веб-трекеры, говорит Михайлов.

И последний из наиболее распространенных типов веб-трекеров – «отпечатки пальцев» Canvas. Раньше они использовались для воспроизведения графики и анимации на сайте, теперь они используются и как метод отслеживания, знает Михайлов. Этот метод основан на реакции веб-браузера пользователя на команды, передаваемые ему веб-сайтом, объясняет он: эти действия позволяют сформировать уникальный профиль пользователя и в дальнейшем использовать эту информацию для отслеживания поведения пользователя в сети.

Бесплатно, но с трекерами

Рост популярности веб-трекеров связан с растущей коммерциализацией интернета, считает Михайлов. Веб-трекеры в основном используются в целевой рекламе: никто не хочет тратить бюджеты на показ рекламы нецелевой аудитории, пояснил эксперт. Широкий арсенал решений по сбору неперсональных данных позволяет проводить высокоэффективные рекламные кампании с таргетингом на целевые сегменты аудитории, подтверждает Папков.

В распространении трекеров далеко не всегда виноваты владельцы сайтов, отмечает Собецкий. Во-первых, все больше компаний и частных лиц отказываются от собственной платформы, размещая свои данные на разного рода дешевых или вовсе бесплатных хостингах, говорит эксперт. Во-вторых, создатели сайтов часто используют разные бесплатные фреймворки, системы управления и библиотеки для сайтов, в которые уже встроены такие трекеры, уточнил он.

«Вообще при создании сайта следует вспомнить народную мудрость: если вы не платили за товар, то вы и есть товар, – говорит Собецкий. – Рост числа трекеров обусловлен в том числе распространением практики использования бесплатных сервисов на том или ином этапе создания сайтов».

Можно ли уйти от слежки

Все эти трекеры, в принципе, могут собирать с устройства пользователя любую доступную информацию, в том числе финансовую, предупреждает Собецкий. По словам эксперта, ему не известно о подтвержденных случаях кражи трекерами чувствительных банковских данных, но серьезных масштабных исследований этой проблемы не проводилось. Задокументирован «только» сбор данных о местоположении пользователей, их покупательских предпочтениях, используемом программном обеспечении и предпочитаемом контенте, добавил Собецкий.

Использование трекеров можно отнести к «серой зоне», рассуждает Семенычев. Сам сбор обезличенных данных не является нарушением, но накопление таких данных и их анализ позволяют довольно точно идентифицировать конкретного пользователя, отмечает он.

Пользователь может запретить сбор данных о себе с помощью трекеров «если и не полностью, то на 99%», продолжает эксперт. Например, можно использовать специальные браузеры, такие как Brave и Vivaldi, или расширения, например AdBlock или AdGuard. Также пользователь может установить запрет на использование сторонних файлов cookie в браузере, добавляет Михайлов.