«Ростелеком» повысит цены на домашний интернет на 5%

Рост цен ощутят до 4 млн человек, это 30% абонентов оператора
Андрей Гордеев / Ведомости

С января «Ростелеком» повышает цены на домашний интернет на 5–6%. С начала декабря 2023 г. абоненты начали получать уведомления об изменении тарифных планов. О получении таких сообщений «Ведомостям» рассказали три абонента.

«Мы понимаем, как важно контролировать расходы, и заранее сообщаем, что с января плата за услугу интернет по ЛС № <...> изменится на 31 руб.», – следует из смс, полученного одним из абонентов в начале декабря. Сейчас по тарифному плану «Экспресс 200 2.0» за безлимитный фиксированный интернет абонент платит 499 руб. в месяц, но с января будет платить на 6,2% больше.

Такое же сообщение получил абонент, обслуживающийся по тарифному плану «Для начала 2.0», за который он платит 390 руб. в месяц. С нового года он будет платить на 20 руб., или на 5%, больше. Оба абонента обслуживаются в Московской области. Полученные сообщения о повышении цен абоненты стали публиковать и в соцсетях.

Представитель «Ростелекома» подтвердил «Ведомостям» «корректировку части тарифных планов». «В среднем повышение будет ниже уровня инфляции и составит 5%, около 30 руб. [в месяц]. При этом для 70% абонентов тарифы не поменяются и останутся на прежнем уровне. Обновленные тарифы будут указаны в счетах за январь, в личном кабинете, на сайте», – проинформировал он.

В качестве причины повышения цен представитель «Ростелекома» указал растущие объемы потребляемого трафика, при котором «невозможно обеспечивать стабильно высокое качество и надежность услуг, поддерживать работоспособность инфраструктуры и развивать ее».

«Ростелеком» не информировал ФАС о планируемом повышении тарифов с января 2024 г., сообщил представитель службы. При этом обязанность о таком информировании законодательством не предусмотрена, отметил он. Впрочем, если будут поступать обращения граждан по вопросу повышения тарифов, ФАС проведет проверку  экономической обоснованности, добавил представитель ведомства.

«Ростелеком» лидирует по абонентской базе пользователей домашнего интернета в стране, говорится в отчете «ТМТ консалтинга». По данным за II квартал 2023 г., у «Ростелекома» было 12,6 млн абонентов фиксированного широкополосного доступа (ШПД), что составляет 36% от российского рынка. Всего в России в этот период насчитывалось 35,5 млн абонентов ШПД. Объем рынка в денежном выражении достиг 40,1 млрд руб.

В топ-5 компаний по абонентской базе также вошли МТС, «ЭР-телеком», «Вымпелком» (бренд «Билайн») и «Транстелеком» (ТТК). Средний ежемесячный доход с абонента (ARPU) составил 377 руб.

По подсчетам генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, на 30% пользователей домашнего интернета «Ростелекома» приходится примерно 4 млн абонентов. Речь идет о росте стоимости архивных тарифных планов, которые давно не актуализировались, указывает аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко. В данном случае рост цен составляет 5–6%, что ниже уровня инфляции за год (годовая инфляция, по оценке ЦБ на 11 декабря 2023 г., составила 7,1%), обращает внимание Кусков.

Провайдеры Москвы повысили цены на домашний интернет, писали «Ведомости» в феврале 2023 г. С конца 2022 г. уведомления об этом получили абоненты, пользующиеся услугами МГТС (входит в группу МТС), «Онлайма» (предоставляет услуги под брендом «Ростелекома») и «Акадо» (входит в «ЭР-телеком холдинг»). Рост цен в среднем составил до 10%, подсчитывали «Ведомости».

Другие операторы также продолжат увеличивать цены в 2024 г., прогнозирует Кусков. По опросу Telecom Daily в октябре 2023 г., более сотни руководителей операторов связи планируют повысить цены на 10–12% в следующем году.

Одна из главных причин повышения цен на связь – рост издержек, о ней Telecom Daily заявили 77% руководителей провайдеров. На бизнес давят внешние факторы, главный из которых – рост стоимости оборудования из-за санкций. На 2-м месте, по мнению операторов, общее ухудшение ситуации в экономике, обусловленное санкционной кампанией, и уход западных вендоров. Среди проблем 40% респондентов также отметили дефицит квалифицированных кадров, а 25% – сложности с проведением трансграничных платежей и логистикой, говорится в исследовании.

«Мы всегда заранее предупреждаем клиентов о грядущих изменениях и даем возможность выбора дополнительных бонусов либо смены тарифного плана. Любое изменение цен в «Билайне» происходит в четком соответствии с тарифной политикой компании и в рамках экономически обоснованных параметров», – заявил представитель телекомоператора. Представитель «Мегафона» в ответ на запрос о возможном повышении цен в следующем году ответил, что компания будет «принимать решения в зависимости от ситуации на рынке».

Представители «ЭР-телекома» и МТС воздержались от комментариев. «Ведомости» направили запросы в ТТК и «Акадо».

Все крупные федеральные операторы регулярно обновляют стоимость отдельных архивных тарифных планов, причем индексация обычно ограничивается уровнем инфляции, отмечает Якименко. Случаи, когда стоимость услуг изменяется для всех абонентов сразу или большей их части, также имеют место, но реже и характерны для небольших локальных операторов, добавляет она.

Причины повышения цен на услуги схожи с общими трендами на телекомрынке, утверждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Речь идет о подорожании оборудования и его дефиците, что сказывается на возможностях строительства и модернизации сетей связи, говорит он. Также сказываются регуляторные обязательства, в частности по подключению социально значимых объектов и малонаселенных пунктов, добавляет эксперт.