«Мегафон» предложил абонентам заплатить побольше

От повышения тарифа можно было отказаться, но не все пользователи обнаружили извещение
Максим Стулов / Ведомости

«Мегафон» изменил условия обслуживания абонентов, увеличив пакеты услуг и повысив цены на связь. Представитель оператора заверил, что смс с предупреждением об изменениях в тарифе было направлено всем абонентам, которых они коснулись. Также информация дублировалась в личном кабинете абонента, добавил он, уточнив, что абонент мог отказаться от изменений.

Для отказа нужно было заблаговременно выбрать такую опцию на сайте оператора, следует из смс «Мегафона», которое предоставил «Ведомостям» один из абонентов. «Здравствуйте! Общайтесь с близкими больше! С 18 января на новом тарифе неиспользованные минуты будут переноситься на следующий месяц. Узнать преимущества обновленного тарифа можно по ссылке ниже, он будет стоить 787 руб. за 30 дней. Если тариф вам не подойдет, от него можно отказаться до 17 января по команде на сайте», – говорилось в сообщении, полученном абонентом в конце декабря.

До этого плата по тарифу «Персональный» составляла 715 руб. В него входит 660 минут и 58 Гб трафика. Абонент не отказывался от новых условий по тарифному плану, поэтому ежемесячная плата автоматически начала списываться в большем размере, рассказал он «Ведомостям». Расценки по «персональным» тарифам формируются по прямой договоренности оператора с клиентом и могут включать льготные условия.

Если же абонент не переходил по ссылке или не заметил сообщения, то тариф изменялся автоматически без его согласия. «Если абоненты после даты вступления в силу изменений тарифов вносят плату за услуги связи по новым расценкам, то тем самым они выражают согласие на изменение условий договора», – отмечает адвокат КА Pen & Paper Мария Князева.

Впервые жалобы абонентов со скриншотами смс об изменении условий по тарифам от «Мегафона» опубликовал Telegram-канал Baza 7 февраля. Абоненты грозили обращениями в Роспотребнадзор и переходом к конкурентам. Судя по комментариям, многим абонентам предложения были не нужны, но смс они не заметили, а когда они про них узнали, отказаться было уже нельзя, говорится в Telegram-канале.

В ряде случаев эти изменения носили уведомительный характер, считают несколько опрошенных «Ведомостями» пользователей «Мегафона». Как минимум два собеседника утверждают, что оператор не направлял им заранее смс с информацией об изменении условий, но списал ежемесячную плату, которая оказалась на 10% выше, чем была в предыдущий период.

Представитель «Мегафона» объяснил изменения в текущих тарифных планах «потребностями группы абонентов», для которых оператор подготовил персональные предложения после проведенных в январе маркетинговых активностей. «Тем, например, кто имеет склонность потреблять больше гигабайт в месяц, мы предложили дополнительный пакет мобильного интернета, тем, кто может тратить больше минут на телефонные звонки, – расширенные лимиты голосовой связи. Все такие предложения мы делаем с существенным дисконтом по отношению к актуальной рыночной стоимости аналогичных услуг. Тем же, кто склонен тратить меньше своего пакета, мы рекомендовали более экономные условия, чтобы не переплачивать», – заявил он.

В соответствии с правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными правительством России в декабре 2014 г. (постановление № 1342), оператор обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги оповестить абонента, указывает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Информировать оператор обязан путем размещения информации на своем сайте и дополнительно направить абонентам смс с информацией об изменениях, указывает он. Использование уведомлений в приложениях или в личном кабинете оператора на сайте также не противоречит закону, указывает он.

При оценке действий «Мегафона» ФАС будет принимать во внимание несколько вещей: насколько добросовестно оператор уделял внимание вопросу информирования своих абонентов о готовящемся повышении стоимости услуг, через какие каналы информирования абонентов и в какие сроки эти мероприятия были проведены, была ли должным образом предоставлена возможность абонентам заранее перейти на более выгодный тариф и проч., перечисляет советник антимонопольной практики «МЭФ Legal» Оксана Павлухина. «Ведомости» направили запрос в ФАС.

В конце ноября 2023 г. ФАС признала «Мегафон» нарушившим в январе 2023 г. антимонопольное законодательство. Так, служба признала, что оператор повысил тарифы на услуги связи в среднем на 10,24% для более 8,2 млн абонентов. В конце 2022 г. ФАС также обнаружила нарушения у «Мегафона»: в мае того года оператор повысил тарифы на услуги для более 16,5 млн клиентов в среднем на 12%.

Представитель «Мегафона» в итоге отмечал, что компания согласилась до 15 февраля 2024 г. вернуть условия ряда архивных тарифов, которые были изменены в январе 2023 г. По утверждению оператора, поэтапная индексация отдельных тарифов имела «вполне объективные причины», но компания продолжает диалог с ФАС «по очень чувствительной теме ценообразования». Представитель «Мегафона» уверял, что рост стоимости услуг для всей абонентской базы в 2023 г. не превысил 3%.

В 2023 г. уровень инфляции в России, по данным Росстата, составил 7,42%. Другие операторы также продолжат увеличивать цены в 2024 г., но вряд ли меньше чем на 8%, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По опросу Telecom Daily в октябре 2023 г., более сотни руководителей операторов связи планируют повысить цены на 10–12% в этом году.

Рост не будет одномоментным у всех операторов, сначала будут дорожать так называемые архивные тарифы, которые были подключены несколько лет назад, полагает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Операторы будут активно переводить абонентов на новые линейки тарифов, которые будут дороже, добавил он.